Поделись страницей

Категории

В помощь поэту [17]
В помощь писателю [20]
Критические статьи [6]
Творческие личности [1]
Познавательно-развлекательное [19]
Юмор [9]
Новости мира искусства [3]

Приветствуем!


Поиск по сайту

Блог

Ф. Гарсиа Лорка о колыбельных
Категория: В помощь поэту
Нажмите для увеличения картинки

Лекция Ф. Гарсиа Лорки о колыбельных. Спасибо за наводку нашему автору Жене Стрелец (Age Rise).
 

Добавил: Lorenzia
Эльвира Барякина о диалогах в романе
Категория: В помощь писателю
Нажмите для увеличения картинки

Диалоги — это одно из самых проблемных мест в рукописях начинающих писателей. Как всегда, наиболее распространенная ошибка — это избыточность: ненужные описания, ненужные реплики, ненужные «украшательства». В диалогах особенно важно соблюдать принцип «Краткость — сестра таланта». Помните, что несколько лишних слов могут сделать разговор героев вялым или смехотворно вычурным.

Рассмотрим типичные ошибки...

Добавил: Lorenzia
Темп произведения
Категория: В помощь писателю
Нажмите для увеличения картинки
"Ваша книга кажется слишком затянутой" или "В вашей книге все делается "галопом по Европам"" -- это приговор чуть ли не 90 % отвергнутых рукописей. Писатель перечитывает свое произведение и никак не возьмет в толк, в чем дело. 


Речь идет вот о чем...

Добавил: Lorenzia

Облако тегов

Соцопрос

Вы в литературе начинающий/опытный
1. поэт
2. и то, и другое
3. прозаик
4. читатель
Всего ответов: 91

Блог

Главная » 2010 » Август » 27 » Классификации рифм
Классификации рифм
22:44

Строфа (греч. "круг") образуется из стихов, скрепленных единым ритмом и звуковыми повторами (рифмой) и выражающих законченную мысль.
Рифма (греч. "соразмерность") - это всякий звуковой повтор, цель которого - организация метрической композиции стихотворения и его инструментовки, увеличение коэффициента звучности слов.
В глубокой древности рифмой пренебрегали, а ведущую роль в композиции стиха играли ритм и образность слова. Вот почему речи в поэтических книгах Ветхого Завета рифма встречается только как случайность.

 

Первые рифмованные сочинения появились в конце III - начале IV веке. В то время еще не было никакого разнообразия форм и правил расположения рифм. Слова, оканчивающиеся на одинаковую гласную, считались зарифмованными, типа русских: "окно" - "лицо" - "хорошо" - "далеко". Постепенно рифма совершенствовалась и к концу IX века рифмованные стихи стали общепризнанными.

 

 

1) По характеру стиховых окончаний различают следующие рифмы:
мужские - ударение падает на последний слог слова (вовек - человек, окрест - воскрес);
женские - ударение падает на предпоследний слог (вера - мера, спасенье - вознесенье);
дактилические - ударение падает на третий слог с конца (терпение - стремление, чудную - трудную);

 

гипердактилические - все рифмы с ударением далее третьего слога от конца (сковывающая - очаровывающая, притрагиваться - притягиваться).

 

 

2) Чтобы схематически изобразить расположение рифмующихся строк в строфах, применяют такое обозначение: рифмующие строки изображают одной и той же латинской буквой; для мужских рифм применяют строчную букву, для женских - заглавную.
Пример:

Есть люди простые, как дети,
A | U
С бесхитростной, чуткой душой,
b |
И люди хорошие эти
A | U
Мир грешный скрепляют собой.
b |
Пример:

Одна есть в мире красота.
a |
Не красота богов Эллады,
B | U
И не влюбленная мечта,
a |
Не гор тяжелые громады,
B | U
И не моря, не водопады,
B | U
Не взоров женских чистота.
a |
Одна есть в мире красота -
a |
Любви, печали, отреченья
C | U
И добровольного мученья
C | U
За нас распятого Христа.
a |
Наиболее характерным для поэзии ЕХБ является попарное чередование мужских и женских рифм. Например:

Вера - через шторм проводит корабли,
Караваны движет по пустыне,
Увлекает пленников земли
К отдаленным звездам в небе синем.
Структура: aBaB.

По соотношению строк в строфах различают три типа рифм:

 

смежные - AABB:

Дорога такая длинная:
Горы, пустыни, долины.
Но впереди уготован нам

 

Чудный край обетованный...

 

 

перекрестные - abab:

Вот настал молитвы час,
С верою принесем
Грех и страх, что мучат нас,

 

Сложим их пред Христом.

 

 

опоясывающие - aBBa:

Суровый гнев души своей уйми!
Не проклинай - проклятьем сердце губишь!
Не осуждай - и осужден не будешь
Ни Богом, ни людьми!

 

Прием чередования мужских и женских рифм, рифм с разными окончаниями, стихов с разным количеством стоп называется правилом альтернанса. (франц. alternance - чередование). Альтернанс применяется, чтобы избежать однообразия и усталости слушателей.

 

 

3) Величина строфы колеблется от двустишья до полутора десятка стихов - пока слух улавливает повторяемость рифм.
По количеству стихов в строфе выделяют типы строф:
Двустишие (дистих) - строфа из двух стихов.
Трехстишие (терцет) - строфа из трех стихов.
Четверостишие (катрен) - строфа из четырех стихов.
Пятистишие (квинтет) - строфа из пяти стихов.
Цезурой называется однообразно проведенный через всё стихотворение словораздел. Цезура делит каждый стих на два полустишия:

Под тяжестью креста, / за темный мир страдая,
Он шел в последний путь, / Учитель - Назорей;
Пред ним лежал Сион, / в сиянье дня блистая
Священной красотой / и роскошью своей...
Пример:

Весть об Иисусе скажи мне, / всё расскажи про Него,

Чудная повесть благая / сердцу дороже всего.

 

4) По расположению рифмы бывают:
концевые - обозначающие границу стиха (такие рифмы имеются почти во всех стихотворениях);
внутренние - объединяющие ритмические группы внутри строфы и служащие для увеличения музыкальной звучности произведения:

Шумели, сверкали,
И к дали вели,
И гнали печали,
И пели вдали.

 

Присутствие четырех дополнительных внутренних рифм придает четверостишию необычайную музыкальность.

 

 

5) По лексическому значению рифмы бывают:

 

омонимические - состоящие из слов с одинаковым созвучием, но различным смыслом:

В молитве склонив главу,
Открыл я третью главу
Послания к Колоссянам.
И стон в моем сердце стих,
Когда самый первый стих

 

На сердце мне лег бальзамом.

 

 

тавтологические - состоящие из равнозначных по смыслу и звучанию слов:

За меня Ты на смерть пошел,
Принял горькую чашу смиренья.
За Тобой я, Господь, пошел
По тернистой тропе смиренья.

 

Как омонимические, так и тавтологические рифмы - явление в стихах крайне редкое.

 

 

6) По характеру звучания рифмы делятся на две основные группы: точные и неточные.
Под точной (достаточной) рифмой обычно понимается акустическое тождество всех звуков стиха, стоящих после ударения:

крик - поник, воля - доля, елка - колко, поется - колодца.
К точным рифмам относятся также богатые и составные.
Богатые рифмы - это точные рифмы с обязательным наличием опорного согласного звука перед ударной гласной (как бы не просто достаточные, а и преизобилующие). Например:

края - рая, блистая - простая, нежный - снежный.
Составные - это рифмы, образованные из фонетического слияния двух или нескольких рядом стоящих слов, чаще с использованием местоимений:

тоскуя - могу я, боль же - больше, сердечный - меч мой
В последнее время поэты все более и более используют неточные рифмы - рифмоиды. Наибольшее распространение среди неточных созвучий получили ассонансы (несовпадение по звучанию согласных и безударных гласных при одинаковых ударных гласных звуках). Относительное благозвучие ассонансов обусловлено "проглатыванием" концевых согласных, скрадыванием различий между парными звонкими и глухими согласными, а также неясным произношением безударных гласных в речи.
Например:

 

 

трогай - много, тучи - сыпучий, звуки - разлукой, вазы - фантазий.

 

 

 

В группе ассонансов различают три основные категории:
1. Отсечение замыкающих согласных:

лучи - прилучить, Христа - там, шаг - душа,
лес - крест.
2. Чередование замыкающих звуков:

смерд - смерть, месяц - невесел, искры - быстро, ветер - вечер.
3. Выпадение одного из внутренних согласных:

сонм - кругом, он - волн, тусклый - узкий, простертые - мертвые.
К ассонансам можно отнести также крайне редко употребляемые несоразмерные (по количеству гласных звуков) рифмы:

нагло - наголо, неведомо - следом, крестины - прости.
Пример. (ассонанс, чередование замыкающих звуков)

Перед молитвой смиряется горе,
И по молитве сдвигаются горы!

 

Взято отсюда http://www.blagovestnik.org/books/00372.htm#12

 

Категория: В помощь поэту | Просмотров: 3807 | Добавил: Lorenzia | Теги: классификации рифм, Рифмы
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

Добро пожаловать, Гость!


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Пульс форума

Учим немецкийПерейти к последнему сообщению
Форум: Развлечения
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: Lorenzia
Количество ответов: 11
Работы Lorenzia2Перейти к последнему сообщению
Форум: Клуб любителей фотошопа
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: Lorenzia
Количество ответов: 69
МультПриветПерейти к последнему сообщению
Форум: Клуб киноманов
Автор темы: Maria_Sulimenko
Автор сообщения: yanesik7991
Количество ответов: 34
Книга жалобПерейти к последнему сообщению
Форум: Административные вопросы
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: yanesik7991
Количество ответов: 83
Поэтический дневник - День за днемПерейти к последнему сообщению
Форум: Личные дневники
Автор темы: yanesik
Автор сообщения: yanesik7991
Количество ответов: 330

Топ форумчан


























Переводчик

с на

Гороскоп

Loading...

Цитаты великих

Мы в контакте

Статистика

Доступно только для пользователей
На связи: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Недавно сайт посетили:


Легенда: Админы, Модеры, VIP-пользователи, Авторы, Проверенные, Читатели
Inok(32), ketrin14(22), Kioka83(35), irinastepchenkova(22)

Старая форма входа

Рейтинг SIMPLETOP.NET Business Key Top Sites Проверка сайта