Представителям европейских государств, где пытаются запретить изучение творчества Достоевского и других российских и советских писателей, не надо забывать, надо знать, что российская и советская литература являются частью мировой литературы, частью мировой культуры.
В этой работе я расскажу в краткой форме про двух россиян, которых знаю лично. За достоверность информации, как говорят, гарантирую. Первого россиянина я назову Игорем, а второго героя моей статьи я назову Вероникой.
1 В ночь над лысыми горами, Далеко за облаками Ведьмы в карты с сатаною Честной тешились игрою. - Ты силён, наш славный царь, В грязь лицом ты не ударь, А то сёстры засмеют… - Полно, черти раздают! Карты в руки карты полетели - И пошли гулять метели, Бубны, трефы, черви, пики, Разукрашенные лики. Как нечистый ни силён, Что для ведьмы стоит он? С шумной свитою своей Кроет матом царь чертей. Под “ги-ги” и “улюлю” Он открыл казну свою. - Нет уж, батюшка ты наш, Больно тяжек скарб нам ваш. Дай-ка лучше на сто дней, Нам кого-то из чертей. - Ладно, пусть идет любой! Нет... тот, рыжий, с бородой. Только надобно вам знать: Черт не может воровать, А еще - чертей не бьют И к другим чертям не шлют.
2 Ночь за час перевалила, Расходилась злая сила. Ведьмы пляшут и гуляют Да все черта донимают. - Эй, чертяка ты, козлина! Видишь, там вон мужичина На базар везёт вино, Верно, вкусное оно. Ну-ка, быстро, в сей же час Раздобудь его для нас! Рыжий голову склонил И кометой в небо взмыл. На пустом степном пути Кляча, с виду не ахти, За собой тяжелый воз Еле тащит вкривь и вкось. Для корчмы везёт кагор Прошка – попик-крохобор. Шельма в службе не силён, Но торговлю знает он, Всех лукавых дел мастак, Балагур и весельчак. Да… однако, ночь темна! Прошке явно не до сна. Чуть где шорох или тень - В руки поп берёт кистень. Хоть наш поп и не герой, Но пустился в путь такой.
3 Горку воз перевалил И к подножью подкатил. Встала вдруг пред ним, безуха, Безобразная старуха. - Дай мне, батюшка, испить, Горло старой промочить, Я церковное вино Не пила уже давно. - Тьфу ты! Господи ты мой! Шла б ты, бабушка, домой. Чтобы черт меня побрал, Нет вина - я всё раздал! Тотчас старая карга, Деревянная нога, Разлетелась роем мух, Вызвав у попа испуг. Неожиданный исход - На дороге вырос черт: “Ну… отец мой пресвятой, Воз был твой, а нынче мой. Брось ты, дурень, причитать И под нос мне крест совать! Ты не нужен мне сто лет, На кой ляд мне старый дед? Как ты столько лет подряд Совершал святой обряд С черною такой душой? Шел бы к бесам* на покой!
*Бес- дух человека жившего обманом, не по совести
4 В темноте, в далеких далях, Черный ворон ветер чалит. Держит путь он к лысой горке, Он у ведьм на длинной сворке*: Дует лишь, куда пошлют Да откуда позовут. На горе ж гульба гудит, До небес костёр горит. Ведьмы пляшут, шалопутят И любовь с чертями крутят. Черт, что с рыжей бородой, Подъезжал уж к горке той. Он не ровня тем чертам, Что на горке, тут и там, Между ведьмами снуют Да им кубки подают. Те от дел отлучены, Ведьмам в слуги отданы. И в аду им места нет. Все они нейтралитет Держат меж Добром и Злом, И нехитрым колдовством Нам особого вреда Не приносят никогда. Рыжий черт - другое дело, Он за все берется смело. Очень много может он, Ведь от тьмы не отлучен. *Сворка — поводок.
5 Бричка к месту подъезжала, Среди бочек в ней лежала Девушка полунагая. На красотку жадный взгляд Все кидал – добыче рад. Возле горки Берендей* Встал на страже от людей. Под уздцы коня он взял, На вершину воз поднял. Крикнул сквозь ведьмовский хор: “Вот ваш рыжий ухажер!” Но кипит гульба лихая, Ничего не замечая. Только старый Степовик**, Полупьяный Луговик*** Да бесёночек Анчутка**** Пригляделись к возу чутко. Черт противиться не стал, Дивьих***** к бричке подозвал. Рассказал, как на мосту Эту девку-красоту, Снявши с каменных перил, В сон глубокий погрузил. Дeвица теперь очнулась, В изумленье оглянулась. Черт ей дал вина испить. Девка стала говорить.
*Берендей — превращенный в бурого медведя грешник. **Степовик — злой степной дух, охраняющий непаханые земли. ***Луговик — Добрый дух, живущий на лугах и опушках (маленькое зеленое существо, живущее на лугах и лесных опушках). ****Анчутка – одно из русских названий чертенят, он связан с водой и вместе с тем летает; иногда его называют водяным, болотным; обычные его эпитеты – беспятый или беспалый *****Дивьи — имеются в виду дивные, странные существа. 6 “Я росла одна, сироткой. Дед мой, братья, дядька, тётка - Все работой загружали Да краюшкой попрекали. Почитай, как год назад Повстречался мне солдат. Бедной голову вскружил, Ласкою обворожил. Я ж - одна, мне друга нет, И на весь огромный свет Душу некому открыть, Мысли злые обсудить. Речи сладкие его – Для сердечка колдовство. Всё любовь мне обещал… Видно, парень этот знал, Кто доверчивее всех, И подвел меня под грех. Как я отдалась ему? Как слепая… не пойму! А потом одной шельмe Он похвастался в корчме, Как простушку обманул… Тут кричи хоть «Караул!» Все село пошло брехать, Небылицы сочинять. И от этой лжи, девица, Я пошла на мост топиться…»
7 Рыжий, подошедши к возу, Утирать стал девке слёзы: “Ах, ты, бедное созданье! Позабудь свои страданья, Отгони кручину прочь, Проведи ты с нами ночь! А когда придёт рассвет, Станешь ведьмой — краше нет. Вижу: есть в тебе зерно И, пожалуй, не одно! Парню ж надо отомстить - Чудь* лихую напустить. Пусть к нему она придёт, В лес паршивца заведёт. Там уж куманек Бабай, Старый хитрый негодяй, Выманит из тела дух, И рабом у ведьм-старух Будет парень пропасть лет, Пока светит солнца свет. А теперь, красавица, Времечко расслабиться! Стань до утра в ведьмин круг, Будет каждый черт твой друг. Будет слышать Дух Земли Мысли и слова твои. Души сможешь ты читать, Как открытую тетрадь». Чудь* - имеется в виду женское существо таинственного народа, именуемого Чудь белоглазая; чудь живет в ямах в лесу, прячет там свои сокровища (клады), которые невозможно добыть, так как они закляты; она по ночам околдовывает молодых парней, уводя их в чащу. Что потом Чудь с ними делает, не известно, но парни пропадают бесследно.
8 Между тем наш бедный Прошка, Оклемавшийся немножко, Брел сквозь чащу наугад, Бормоча все невпопад. Весь охвачен тишиной - Да недоброй – лес ночной. Трусит бедолага поп - Сердце бросилось в галоп. За попом же, баламут, Плёлся хитрый Переплут*. Поп его не замечал, Потому-то и плутал. Долго ль, коротко ли шел - На поляну он набрел. Где у дуба, невысок, Примостился старичок. Повезло попу немножко - К Еднарю** приплёлся Прошка. Увидавши лик живой, Закричал он, сам не свой: “Будь ты дух аль человек, Брёл я, видно, целый век! Чую, скоро мне конец! И куда теперь, отец, Чтобы путь сыскать домой?! Здесь я тронусь головой! Что творится… просто жуть! Ну, скажи ж… хоть что-нибудь...” * Переплут — дух, подстерегающий человека на дороге. Он морочит путников, заводя их в лесную чащу или в поля. Часто он это делает вместе с Грецем, духом, имеющим почти такие же свойства, но более искусным в запутывании восприятия окружающего мира. * Еднарь - добрый дух, охраняющий поляну. Как правило, он выбирает поляну, у края которой растёт дуб. Еднарь живет в пустом дубовом дупле, где никто из зверья и птиц не селится.
9 Глаз скосив, Еднарь привстал И такую речь сказал: «Переплут тебя морочит, Заведет, куда захочет - Черт того не знает сам, Даже с горем пополам. Чтоб нечистый отвязался, На пути не попадался, Дунь на правое плечо И на левое еще. После этого присядь, Встань и повтори раз пять Этот, братец, ритуал, Чтобы Переплут пропал. И шагай отсель туда, Где горит вон та звезда». Тут Еднарь в дупло убрался, Поп же вновь один остался. Стал он дуть и приседать Да чертяку заклинать. Переплут конца не ждал, Бросил все и убежал… Лишь под утро старый поп К попадье своей подгрёб. Ждал беднягу крепкий сон - Не проснулся больше он.