Представителям европейских государств, где пытаются запретить изучение творчества Достоевского и других российских и советских писателей, не надо забывать, надо знать, что российская и советская литература являются частью мировой литературы, частью мировой культуры.
В этой работе я расскажу в краткой форме про двух россиян, которых знаю лично. За достоверность информации, как говорят, гарантирую. Первого россиянина я назову Игорем, а второго героя моей статьи я назову Вероникой.
Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).
Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.
Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.
Виды рецензий
1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;
2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение;
5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.
Уровни рецензий:
1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя; 2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя; 3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.
Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки. Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности. Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.
План написания рецензии
Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты: 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания; 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление); 3. Критический разбор или комплексный анализ текста: — смысл названия; — анализ его формы и содержания; — особенности композиции; — мастерство автора в изображении героев; — индивидуальный стиль писателя. 4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: — основная мысль рецензии; — актуальность тематики произведения.
Советы как писать рецензию
• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения; • На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым; • В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору; • Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями; • В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения; • Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.; • Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.
Типичные ошибки в написании рецензии
• Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом; • Подмена рецензии комментарием или отзывом; • Отсутствие аргументации; • Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству; • «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы; • Неясность позиции рецензента; • Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения); • Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне; • Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.