"Ваша книга кажется слишком затянутой" или "В вашей книге все делается "галопом по Европам"" -- это приговор чуть ли не 90 % отвергнутых рукописей. Писатель перечитывает свое произведение и никак не возьмет в толк, в чем дело.
Речь идет вот о чем:
Темп развития сюжета не соответствует заявленному жанру, языку или литературным нормам вообще.
Быстрый темп характерен для жанровых произведений (боевик, любовный роман, фантастика, детектив), медленный -- для интеллектуальной прозы.
Если темп время от времени не замедляется, читатель перестает в полной мере испытывать нужные эмоции. Он просто устает.
Если же не подбрасывать дровишек в развитие сюжета, книга начинает казаться тягомотной.
Именно поэтому мастера используют прием "вдох-выдох": сцена с быстрым темпом чередуется с медленной сценой.
Приемы, помогающие убыстрить темп
1. Действие (драки, погони и т.п.)
2. Загадка, которую очень хочется разрешить (так называемые "зацепки". Например, когда в разгар дебатов в суде адвокат вызывает свидетеля, появления которого никто не ожидал).
3. Диалоги, когда герои обмениваются краткими репликам, показывающими действие и реакцию на него.
4. Короткие главы или сцены: если читатель видит, что глава короткая, это автоматически убыстряет темп.
5. Быстрая смена событий.
6. Пересказ: история дается не в режиме реального времени, а как перечисление событий.
7. Слова с ярко выраженной динамикой, резкими шумовыми эффектами и т.п: "броситься", "лязгнуть", "оборвать" и пр.
Приемы, помогающие замедлить темп
1. Описания внешности, природы и пр.
2. Флэш-бэк (рассказ о событиях, которые случились до текущей сцены)
3. Внутренние монологи.
4. Описание реакции героя на те или иные события. Например, сначала дается картина погони, а потом -- реакция героя на то, что произошло.
5. Авторские отступления.
6. Препятствия на пути к цели: герой не сразу достигает того, чего хочет.
7. Слова вроде "застыл", "задумался", "неохотно", "с ленцой", "сонный" и пр.
Тест на проблемы с динамикой
1. Флэш-бэк не должен перевешивать по объему соседние сцены. Особенно в начале.
2. Убрать из диалогов все, что не относится к делу.
3. Проверить, начинается ли "самое интересное" с самого начала. Если нет, сделать так, чтобы начиналось.
4. Проверить, не скомкан ли конец. Очень часто, чуя приближение финала, автор невольно убыстряет темп.
5. Длина предложений должна чередоваться. Одинаковая конструкция коротких предложений не только убивает мелодику текста, но и тормозит все действие.
6. Убрать все ненужные переходы -- от главы к главе, от сцены к сцене.
7. Убрать все лирические отступления, написанные только ради аллегории, красоты рассвета, полноты чувств и введения читателя в нужное настроение.
В тексте использованы материалы статьи Джессики Пэйдж Моррелл.
|