ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ САМОМУ СЕБЕ. Часть 2. БЕЗ "Г-РЕЦИИ И БЕЗ Г-РЕЦСКОГО"...
+
Торец августа. Яркое, ветреное пражское небо... Плавный заворот с проспекта св. Вацлава, и мысли вместе с автомобильной подвеской поска...ка... поскакали по шафраново-серой брусчатке старенького проулка... Еду к самому себе. Есть разговор.
- Привет, Майкл. Я снова к тебе с вопросами…
- Да-да… Ты даже не представляешь, как я рад и соскучился! Вот прямо сейчас оставлю все дела и, как заведенный, буду с тобоюшки… - Сволочь ты, в хорошем смысле слова… Знаешь - как встретить журналиста и чем подбодрить…
- Ага. Я тебя тоже по-доброму ненавижу… И с чем пожаловал? - Твою поэзию читают тысячи людей…
- Сразу «стоп!». ПОЭЗИЮ ЧИТАЮТ МИЛЛИОНЫ. Поэзия - воздух. Без нее никому не прожить. И этого воздуха нам ВСЕГДА И ВСЕМ БУДЕТ НЕ ХВАТАТЬ. И ИМ НЕЛЬЗЯ НАСЫТИТЬСЯ. Это я про настоящую поэзию. Ну, и есть, конечно же, слава Богу те, кто читает то, что и мы с тобой накрапали... ))
- Ну я-то не пишу, я твоя половинка… Не более. - И не менее. Извини, что перебил…
- Ну вот… Короче, меня опять подмывает спросить: почему ты не отвечаешь людям на их мнения, на их высказывания? У тебя что: вакуум? «Сказалка» заела?
- Ничего у меня, друг ситный, не заело… В том числе и мою «сказывалку»… Я тебе уже отвечал: не все нужно выражать словами. Я тебе вслед за поэтическим гением Тютчева – еще раз повторю: МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ – ЕСТЬ ЛОЖЬ!! Никакие слова НЕ ДОТЯГИВАЮТСЯ ДО НАШИХ СЕРДЕЧНЫХ ВИБРАЦИЙ. Слова - лишь примерный грубый ориентир в пространстве... Не более...
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи.
Вот так Федоров Иванович поддержал меня в начале того своего далекого 1830 года…
- Хорошо. Лично я тебя слышу. Но давай я сделаю вид, что ничего не понял… И ты еще раз мне ответишь на вопрос: ОТ ТЕБЯ ЧТО УБУДЕТ, ЕЖЕЛИ ТЫ ПООБЩАЕШЬСЯ НАПРЯМУЮ С ЧИТАТЕЛЕМ? Передашь приветки-ответки… Отпишешься на рецки… а??
- Вот достача так достача! Слушай, а ты в кого такой привязчивый? Вроде бы у нас в роду журналюг не было… - Ну, не трать понапрасну ленту в моем диктофоне… Говори поскорей!
- Мозги не парь cerstvymi brezovymi vetvickami! - Ё! Как-как?
- Как говорят наши западные братья славяне - ЧЕРСТВЫМИ БРЖЕЗОВЫМИ ВЕТВИЧКАМИ! То бишь свежими березовыми чешскими веничками!…)) Еще раз повторяю – мозги не парь - у тебя за версту по нашей деревеньке видно: диктофон-то цифровой!
Ладно. Отвечу на твой вопрос следующим образом. Вот ты только представь в своей светлой, надеюсь, головушке - что в середине таинства вдруг всё прерывается - и актер напрямую вне смыслов и красок происходящего - обращается в зал: ребята, я в антракте впопыхах кошелек на барной стойке оставил… Никто случаем не находил?..
- Алё, а вот ты сейчас это к чему загнул?! - Да всё к тому же... «захнуллл»... Не ты ли все время призываешь меня напрямую пообщаться с теми, кто в зале…
- Ага. Вот, значит, оно как!..
- Да уж точно именно так, а не эдак! Я всё-таки надеюсь... очень душой надеюсь, что в отличие от тебя - моя читающая половинка - есть настоящие читатели, которые понимают и, главное, ценят, что поэзия - ЭТО ЭЗОПОВ ЯЗЫК. И ЕЙ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕХОДИТЬ НА БЫТОВУХУ И ОБЩАРАТЬСЯ... тьфу-ты... даже от волнения запнулся!.. общаться, как в коридоре, напрямую! Дошло?... Вижу, пока что не очень... Ясен-пень. Будем лечиться дальше. Вот смотри:
Сцена - всегда приоднята по сравнению с залом. Причем рампа и подмостки - точно проходят по уровню анахата-чакры, т.е. Сердца. Автор и его Поэзия выходят к людям, т.е. ко всем нам - но не растворяются в толпе. Они на сцене. ОНИ НА ДРУГОМ УРОВНЕ. И это заявка. И все мы знаем, что сейчас начнется не бытовуха, а взлет сердечный! И это нельзя принижать никакой говорильней. НИКАКИХ КОММЕНТАРИЕВ ОТ АВТОРА БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. НИКАКИХ ОПРАВДАНИЙ И ОБЪЯСНЕНИЙ.
ТОЛЬКО ОСМЫСЛЕННЫЙ СЕРДЕЧНЫМ ТРУДОМ ПОЛЕТ. И БОЛЕЕ - НИЧЕГО. Очень надеюсь, что дошло!
- Да пошел ты... - Значит, дошло...
- А вот, кстати, некоторые твои читатели пишут:
"Вы не могли бы публиковать по одному произведению за раз". Как видишь, трудновато примерить на себя такой напор и объем эмоций сразу...
- Это да. Здесь я с тобой согласен. Сегодняшний до предела компьютеризированный и перезанятый делами читатель просто не привык глубоко и надолго нырять в бездонность А4... Не всем из нас хватает дыхания и сонастроенности, чтобы примерить на себя цикл стихов, книгу стихов... Гораздо проще подойти к отдельной работе. Но одна пусть даже удачная, талантливая Волна - ни в коей мере не заменит МОРЕ и соответственно не научит нас быть на плаву. Отсюда совет нам всем, читателям: давайте расти душой.
Давайте отпускать душу в кругосветное плавание по волнам настоящих поэтических Книг. Без этого сейчас не выжить, мои дорогие... Так будем же стараться быть рядом с ЦЕЛОЙ КНИГОЙ СТИХОВ, А НЕ ТОЛЬКО С ОТДЕЛЬНЫМ СТИХОТВОРЕНИЕМ. АВТОР ВОЛЕН НАМ ПОКАЗЫВАТЬ ЛЕС, ГОРЫ - А ЗА НИМИ И ЦЕЛУЮ ВСЕЛЕННУЮ... ЭТО ЕГО ПРАВО. НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕ НИ СЕБЯ, НИ ЕГО В ЭТОМ СВЕТОНОСНОМ ПРОЦЕССЕ...
Но бывает и по-другому.
Канал Поэзии - штука мощная, вбирающая нас и меняющая нас полностью... Не все хотят "вбираться" и тем более "меняться".
Некоторым проще оставаться в своей конуре и оттуда вещать мало или много автор написал. Хочется - сразу и максимально вежливо: ЕСЛИ ЭТО НАПИСАНО СЕРДЦЕМ И НАЗЫВАЕТСЯ ПОЭЗИЕЙ, ТЕБЕ КАКОГО РОЖНА ОТ АВТОРА НуДО И НаЖНО?
Поэт никогда не будет захламлять НАШЕ-ОБЩЕЕ душевное пространство, поскольку он выдает "на-гора" свет и ничего более. Я помню, как в 1978 (а как будто позавчера!!) я читал в одном из российских залов поэму Дмитрия Кедрина "ЗОДЧИЕ". Матерые катрены этого полотна, этой вечной золотой баллады - накрывали и 38 год, в котором она была написана, - и нас всех в том нашем 78-м... т.е. сорок годков спустя…
Как побил государь Золотую Орду под Казанью, Указал на подворье свое Приходить мастерам. И велел благодетель,- Гласит летописца сказанье,- В память оной победы Да выстроят каменный храм.
И к нему привели Флорентийцев, И немцев, И прочих Иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих, Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый. Изразцовая печка. Божница. Угар да жара. И в посконных рубахах Пред Иоанном Четвертым, Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера…
И все вокруг было заворожено и заново отстроено ровной, немыслимой поэтической силой Дмитрия Борисовича, его большим Авторством. Я читал строки Кедрина, светился ими, негодовал и рыдал ими внутри. И я не знал, что нашелся один в зале... один чудак на губно-губную сонанту «m», который так осторожно, по-тихому испортил воздух возле себя: "Ну-что-там-кедрин... ясно, что не пушкин... да и длинновато вышло... тоже-мне-взялся-штурмовать-парнас..."
Мне об этом потом рассказали мои собратья по литухе. Вот так, друг мой. Всегда есть завистливая тля. Всегда есть тот, кто сам не столько пишет, сколько моет другим черепа и кости... Ну да ладно. Переживем. Хороших людей, как и светлых стихов на нашем с тобой пути, слава Богу, всё-таки больше...
Еще раз бережно о том – в каком объеме автору заявляться: стихотворением или книгой?
Книга поэзии нас не спросит. Она прихлынет к сердцу и окружит его со всех сторон... И нужно будет учиться держать свой курс, учиться брать в руки астролябию и компас... К великому сожалению, сегодняшний читатель многократно слабее того, кто был в 70е и тем более 60е, когда Большой зал Политеха взрывался поэзией Евтушенко, Окуджавы, Вознесенского. Мы более вялы... За нас быстродействует наш ноутбук...
Но МЫСЛИТЬ ЦЕЛЫМИ КНИЖНЫМИ ПОЛОТНАМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВИЛ АВТОР - нам, читателям, все одно придется. Иначе душа не растет. И нам, авторам, также нужно публиковать свои полотна книг, а не отдельные лоскуты стихотворений... Другое дело, когда за душой еще не сформировано своё море... свой Канал... Ну, это придет. В своё время.
Поэтому подстраиваться под читателя на порталах я не буду. Канал сам знает и сам рулит. А я его провожу в мир своими книгами. Вот уже 40 лет в этой жизни...
Вернемся к теме "г-рецеских-рецок" и к тому, стоит ли мне становиться греком и отвечать на г-"рецеском" на "рецки", как вы их по-молодежному окрестили, - т.е. на рецензии...
Вот дословно реплика одного из читателей в ответ на 1 часть «ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ САМОМУ СЕБЕ…» И он не постеснялся это написать, невзирая на скромный и точный подзаголовок этой статьи – « Попытка ПОНЯТЬ СЕБЯ. Попытка научиться слышать свой день».
«Меня расстроил ваш текст. Назидательный получился. Вы же не просто написали, что вы стесняетесь писать ответы, вы остальных лишили этого права, указав, что репликам не место рядом с высокой поэзией. Криво получилось. Может и в самом деле, коль "тихо сам с собою, я веду беседу", не стоит выносить это на всеобщее обозрение, даже если вы очень-очень стесняетесь. Хотелось бы ошибиться. Читатель».
- Ага. Ну, вот о чем я предупреждал тебя… Схлопотал-лл?!
- Не торопись злорадствовать за свою пишущую половинку. Всегда возможны разночтения даже одного и того же текста. Мы живем каждый в своей точке сердечных координат. Отсюда – сколько людей, столько и мнений. Я никому не затыкаю ни рот, ни затылок. Более того, полтора месяца назад в ответах тебе – я говорил: на здоровье, обменивайтесь мыслями и суждениями! Это нормальная школа роста и каждый автор должен ее пройти. Насколько ты помнишь, я прошел эту школу тридцать пять лет назад. Поклонился в душе пройденному – и зашагал дальше… Не понял?
- Ну… как-то расплывчато…
- Хорошо. Давай объясню пожестче. МОЖЕТ БЫТЬ, НАМ ВСЕМ УЖЕ ХВАТИТ ЖИТЬ ТОЛЬКО В ЭТОМ ТРЕТЬЕМ ИЗМЕРЕНИИ? Может быть, уже пора задействовать не только слова, но и мысли? Ведь наши мысли – быстрее, объемнее и красочнее любых сло-ффф! Впереди – Квантовый скачок. Грандиознейшее дело. Хотя, конечно, многие сейчас покрутят указательным пальцем у виска, но от этого кручения Ничего Не Отменить. Есть Восходящие, есть Нисходящие. Каждый из нас уже выбрал. И счастливого пути. И никто не прогадает – у каждого своя дорога. Но все мы скоро получим иную скорость осмысления мира, прибавим себе иные вибрации…. Люди, связанные с литературой – давно уже это делают. ДАВНО УЖЕ НА ЭТО СПОСОБНЫ…. Подожди, НЕ ПЕРЕБ-Ы-ВАЙ… КУТУЗОФФ... Так вот: излишняя чатовость – ЭТО СУРРОГАТ ОБЩЕНИЯ. Не нужно мусорить словами через поле Интернета. Настройся на человека, и пошли ему света и радости. И всё. Это главное.
- Ну, знаешь… Не все это умеют… А если ты против "курилки" и чата - я за тебя крайне рад: тебе враз подкатят тележку пинков и вагон оплеух...
- Стоп. Не передергивай. Я ни в коем случае - не против кухонных разговоров в уважаемой Курилке. Хоть и сам не курю, но вырос на всем этом и уважаю мнения и чаяния других. ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ВАЖНО. НО ЕЩЕ ВАЖНЕЕ - ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ БЕРЕЖНО. ЧТОБЫ В ТОМ, К КОМУ ТЫ ЭТО ВСЕ ГОВОРИШЬ - ПРИБАВИЛОСЬ ДУХА, чтобы с ним, с этим автором - продолжало и продолжало жить Творческое Наваждение... По большому счету мы умеем так говорить - со своей любимой женщиной, со своей мамой... Мы все это умеем. НЕ НУЖНО РАЗДЕЛЯТЬ ЛЮДЕЙ НА СЕМЬЮ И ЧУЖИХ. МЫ ВСЕ ОДНА СЕМЬЯ... И мы посылаем каждый раз свет или тьму в своих комментариях. Между их строчками – заложены главные эмоции. Просканируй сердцем – и тут же ощутишь…
Теперь о «рецках»… Быть чутким поэтом И БЫТЬ ЧУТКИМ ЧИТАТЕЛЕМ – ОДИНАКОВО КРУПНАЯ МЕРА ТАЛАНТА. И не все читатели д о т я г и в а ю т до этой меры. И это не страшно. Мы все на пути. Вспомни слова уникальнейшего мастера поэзии, основателя общества Рериха у нас в стране: Валентина Митрофановича Сидорова – из его стихов-медитаций, впервые опубликованных в «Огоньке» в 1981 г:
УЧАСЬ У ВСЕХ - УЧИТЕЛЬ ВЫРАСТАЕТ…
Я ведь не потому прошу не комментировать поэзию, которая прошла через меня, что чего-либо опасаюсь. Не опасаюсь ничего. Когда душа и перо закончили работать и строчки встали в сквозной воздух листа - ПОЭЗИЯ ПРИШЛА. Ей ничего не грозит. И ей не нужны комменты. И ей не нужны манульщики... а уж тем более - костоправы!.. Поэзии - по большому африканскому Там-Таму, что о ней написали или что ей "там-там" приписали…
Конечно, стихотворение можно пытаться смять, обидеть неумным комментарием, но сам Канал это не заденет. Более того – неудачная "рецка" неминуемо отрикошетит в говорящего, показав его недостаточный уровень осмысления и неглубокое, слабое дно душевного опыта. Но и это не страшно. По большому счету – ничего не страшно: собака лает, а караван идет… Поэтому я не нервничаю и не обижаюсь на высказывания. Я благодарен за любое «прозванивание» строки. И мне не трудно сердцем метнуться – и моментально проверить - было ли что слабое, невыстраданное – или нет.
- А на конкретном примере? - Да будет, будет тебе пример. И не один. Ты сначала пойми одну очень тихую и глобальную вещь: НЕЛЬЗЯ СЛЕТА ЗАЯВЛЯТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ В МИР АБСОЛЮТНО НЕЗНАКОМОГО ТЕБЕ ЧЕЛОВЕКА. НЕЛЬЗЯ. НЕЛЬЗЯ. НЕЛЬЗЯ, МАТЬ-ТВОЮ-СТО-РАЗ ОБНЯТЬ, ЭТО ДЕЛАТЬ!!!
Помолись. Настройся сердцем. Перепроверь себя самого семь раз. Поголодай. Помолчи. Помедитируй. И если после этого – то, что ты хотел сказать другому останется в тех же словах - ИЛИ ВООБЩЕ ОСТАНЕТСЯ – вот тогда говори, на здоровье…
- Ну, ты загнул! Это ж какая работа! Никто на нее не подпишется из-за коммента… - А ты как хотел? Пукнул - и пошел дальше? Писать другому письмо – АДСКИЙ ИЛИ РАЙСКИЙ, но все одно труд души. Без того никак.
- Да уж… С тобой – легко… - Я тебе в половинки не навязывался…
- Ладно, не будем препираться. Проехали. Ты мне обещал – примеры… Жду. - Эээ… нэ нужно шдать, таракой… ды-вери открыты… За-ха-ди…
ПЕРВЫЙ ВИЗИТ В МАСТЕРСКУЮ.
Обнимаю вас душой, мои дорогие читатели – и на минуту приглашаю в свою мастерскую. Места, конечно, могло бы быть и больше. Ну да ничего. Присаживайтесь. В южной Богемии - низкие, свежевзятые молочно-желтым колером небеса… Осторожнее, не заденьте рукавом: а то придется сдавать пальто в химчистку!…
Я здесь живу и работаю. И я рад побыть с вами минутку вне дел, по эту сторону холста. Вот так же, как и вы, поэзия заходит ко мне в эту комнатку, в эту заставленную подрамниками точку вселенной. Не каждый день. Не часто. Но, слава Богу, она здесь бывает. Сорок лет – без строп и страховок – я спускаюсь в донельзя пересвеченную пропасть листа, которая многим из нас кажется обыкновенным листом бумаги. Жуткое. Яркое ощущение. До меня здесь побывали - и Брюсов, и Баратынский, и Фет, и Пастернак… До меня здесь в полную мощь работали великие мастера российской словесности. Поэтому - действительно страшно - набедить, недотянуть до их миров, до их красок…
И такая ответственность, такие сомнения посещают не только меня, но и всех моих коллег: поэтов, профессиональных лингвистов, преподавателей русского, английского и чешского языка. Нам всем - рядом с этим вечным А4 - нужно молиться сердцем и придирчиво всматриваться в каждую букву, которая к тебе приближается… И всё равно: это жуткое, яркое ощущение – работать в Мастерской. От напряжения в плечах, от постоянного звона в сердце – уже никуда не деться. Ни.Ку.Да.
Но когда стихи рождаются – заявляется свет и радость. Крик и радость! Настоящие строчки –они ведь перекрестки любви и ненависти. Они – живые. И, конечно, им больно от некоторых комментариев. Катренам может быть стыдно и неуютно от того, что мы – современные читатели - скользим по ним поверхностно и не всегда со включенной душой…
Ну да ладно. Вы здесь, поэтому все у нас будет в порядке. Разберемся. Главное – мы вместе и самое главное – мы дружим. Я тут немножко поработаю, а вы мне поможете, договорились? На то она и мастерская…
+
Глаза... (2012)
Сентябрь мокрый и кудлатый забился вновь к себе в закут. Я ненавижу циферблаты. И одинокий хруст секунд.
Медовый голос близко-близко… Шарль-азнавуровский шансон… Но расставанья горький привкус уже везде, уже на всем…
Везде – воронье эспер-рр-ранто… А в небе – лишняя верста… И вносит в душу беспорядок крест-накрест падшая листва…
А ветер – сыт и пьян на шару. И мне бы стопку. Да нельзя.
И губы – слепнут и прощают. Но шепчут вслед тебе… глаза…
+
РЕПЛИКА ОДНОГО ИЗ ЧИТАТЕЛЕЙ. Майкл, - не нахожу оправдания переносу ударения в слове "зАкут"; - Шарль всё же Азнавур… "Шарль-азнавуровский шансон" - это шансон, исполнявшийся Шарлем по фамилии Азнавуров? - в строке "А ветер – сыт пьян на шару" мне при прочтении не хватает одного гласного звука, чтобы не спотыкаться.
с уважением... _________ ___
С НЕМЕНЬШИМ УВАЖЕНИЕМ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ ЗА ПРОЧТЕНИЕ:
- пропущенный в первой публикации стиха соединительный союз «и» между «сыт пьян», конечно же, техническая описка.
Берем далее КЛАССИЧЕСКИ БЕЗУПРЕЧНЫЙ ИСТОЧНИК правописания и говорения в русском языке:«Толковый словарь» - под редакцией профессора, доктора филологических наук Сергея Николаевича Ожегова и члена международной академии, профессора Натальи Юрьевны Шведовой. Черным по белому.
ЗАКуТ (чулан, кладовая).
Возможно кто-либо всю свою сознательную жизнь произносил зАкут, но тут уж ничего не пОделать и не дОбавить.))
И наконец, - «Шарль-азнавуровский шансон».
Я уже приводил в 1 части ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ слова уникального российского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: "Когда знаешь язык, понимаешь всю прелесть отступлений от него. Писатель всегда держит свою скорость, и это позволяет ему летать, закладывая и сплетая любые виражи в области грамматики и синтаксиса... поскольку он живет и дышит чувствами, поскольку его ведет – сердце…»
Автор никогда не вывернет "на-гора" сыромятину, не допустит ничего душевно неточного. Всё сказано в стихах. Всё найдено в них. И всё в них светит. Сумей лишь прочитать сердцем.
Отчетливо понимаю, что "на каждый роток - не накинешь платок" и высказываться о творчестве другого - вещь крайне полезная, если...
ЕСЛИ ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ ПО ДЕЛУ. И если ты перед этим взял и несколько раз пытливо вслушался в свои собственные новоспеченные замечания. А не так: "А мне, дубу, не нравится береза!.."
К сожалению, мы моментально готовы рубить и выкорчевывать - наспех, на короткую, случайную минуту забредя в творчество другого. И здесь - по скорости крушения - мы дадим фору любому белому носорогу в танзанийской посудной лавке...
Ну, как же так... И главное, зачем всё это? Ни слова о полете, ни слова о той сердечной взволнованности и приязни, которую вызвали стихи в своем целом... Но задеть плечом и не извиниться - да, это в порядке вещей. Откуда в нас такая скупость на объятия и такая расточительность и готовность - на пинки?! Спасибо, Господи, что я так не умею. Спасибо.
Но вернемся к тому неологизму "шарль-азнавуровский шансон", который до крови поранил нежный слух одного из читателей. Я был в свое время поражен, насколько все славянские языки активно прессуют и обращают в свою веру любое пришедшее к ним иностранное слово. Особенно это касается вариантов образования притяжательных форм от имен собственных.. К примеру, пражский диктор с телеэкрана запросто может сказать: ДЖЕКСОНОВА… А еще можно услышать и двойную морфему: ШарапОВОВА… И удвоение суффикса «–ов» взято за литературную норму.
Голос Шарля Азнавура – божеский луч и он бередит душу не только мне, но и всему остальному человечеству тоже. Творчество этого исполнителя – и есть истинный шансон, а не та приблатнуха, которая частенько хрипит со 103 FM… Поэтому, работая кистью и сгоняя по стремительной касательной траектории краски, я постарался аккуратно, через уводящий от конкретной личности дефис "-" создать и подержать на ладони авторское притяжательное прилагательное и дать ему подышать-пожить у меня в мастерской. Сердце допустило. И совесть одобрила. И только после этого филолог, преподаватель русского языка и литературы, и просто: обычный мастеровой Майкл Космика поместил всё это в строку…
Отсюда: «шарль-азнавуровский», также как «шекспировский» и «микеланджеловский» – катит, а вот поддевка и дальнейшее натужное слово-выдумывание фамилий типа «Азнавуров», «Шекспиров» - нет… Грань заступа в родном языке… Тонкое дело.
PS.
Ах, боже-ж-ты-мой!…. Ну, бывает… Я же предупреждал: окрашено! Одно неосторожное движение – и у вас весь рукав в листопадном золоте… Кругом листвяный, заблудившийся ниже низкого ковер… А на душе от всего этого хорошо и неправильно-ярко....
Так, позвольте, я отнесу ваше пальто в химчистку... В южной Богемии расстояния небольшие. Я сейчас… Я мигом!…
Ну вот. Теперь одежка - как новенькая!... Счастливо. Жму руку на дорожку. И, пожалуйста, будем осторожнее: мир свежеокрашен... А в мастерской приберусь, и неловко опрокинутое - поправлю. Дело-то житейское...
ВТОРОЙ ВИЗИТ В МАСТЕРСКУЮ. И снова есть о чем рассказать… Прошедшие через меня стихи. И читательские комментарии на них…
+
Я вернулся, родная… Слезает слеза по небритой щеке осторожно. Столько Бога у дочери в звонких глазах… И сердиться на жизнь невозможно.
Есть места – где нас красят в затравленный цвет. Где нас кормят стеклом, не возморщась. Но есть тысяча храмов на тысячу бед. И сердиться на жизнь невозможно…
Время свернуто в яркий ребристый рулон. За спиной снова плачут и злятся: пусть не ширится тут – неуемным крылом… пусть не узится тут – пришлым взглядом!…
Флаг вам в руки безумный. И низкий поклон. И на лацканы – алую саржу. Если душу нецелую целым полком затоптать вам сегодня прикажут.
Сто вселенных сменилось - но день наш краплен жесткой кровью - и криками перчен. Те же самые нелюди тычут копьем в Иисусову крестную печень.
Я вернулся, родная. С молвой не в родстве. Так прими, если рада пирату - шебутной, трижды ломаный внутренний свет. И меня с этим светом в придачу.
Ну, так в чьих же ногах я степная кирза? В чьих губах - я губная гармошка?
Столько Бога у дочери в майских глазах… И сердиться. На жизнь. Невозможно.
+
Далее – замечание одной прелестницы, которая мне точно годится в дочки. «Стих хорош. Только лучше заменить "слезает слеза"… на "стекает слеза».
Амба. Ничего не поделаешь!… Ну, не было у этого человечка в околоземном космосе еще той пронзительной, щемящей до кости встречи со своим НЕБРИТЫМ МУЖЧИНОЙ…. Ну, не было…. Поэтому эта девочка еще сердцем своим не видит - как короткая, мужская слеза тяжело путается по щеке… как этой слезе трудно ПЕРЕЛЕЗАТЬ – и жесткую щетину, и жесткую судьбу… "Стекает слеза..." меня аж передернуло от плохой продуманности и медиа-штамповки такого сочетания. Но у прелестницы других улучшений и советов не нашлось. И это понятно: ведь за ее школьными плечиками пока пустота...
Эй, ты там не спишь часом?... Может, хватит примеров?
- Не-не… продолжай. Не часто Космика комментирует… - Ухмыляешься, значит?
- Ну, где ж ты увидел на нашей общей с тобой физиономии ухмылку?))) Давай, жарь дальше… - Хоккей. Продолжаю. Снова строки и - снова за ними мой дорогой читатель…
ТРЕТИЙ ВИЗИТ В МАСТЕРСКУЮ... Снова стихи и комментарии на них моих чутких читателей...
+
ВДОХ
Не дарите мне рай. Я пожил в небесах.
И отшельником жил. И оравой.
Я пришел в кровь и плоть - ЧТОБ ДРУЗЕЙ НЕ БРОСАТЬ…
чтоб с любимой – мять грешные травы…
Я построил свой дом. Я взял имя – Адам.
И в назначенный мне час особый - Млечный Путь вместе с млечным кюветом отдам за капризы и детские сопли.
Баламутье огней!… Перекресток эпох!… Не беда. Перемелем в повидло.
Только б делать семейный счастливейший вдох… И семейный счастливейший выдох…
Пусть средь ангелов каждый второй – Сатана… Пусть работы – кромешным навалом…
Но рука мне верна. И жена мне верна. И вино не кислит из подвала.
Не дарите мне рай. Я молюсь без молитв. Я пришел – чтоб начать и начаться.
Не пытайтесь мне в душу, как в чашу, налить.
Там всё – в край: и несчастья,
и счастья…
+
Комментарий читателя: "Сопли" - пролетело и по подрифмовке созвучия и по сюжету. Я знаю какое слово лишнее из этой пары. (1)
И не "навалом", а аврала - подвала - сюжет правится лично.. (2) Последнее "счастья" не держит параллели созвучности..
Вот так. А так - очень и плюсы.. Только ошибка в сюжет влетает не зря, а из-за нелогичности повествователя.. Надо с этим что-то делать.. и лично. Время - всё наше. Удачи, с личными тараканами! ))) (3)
___ ________
Н-да... Ну, что тут скажешь. Всех, видимо, нас подмывает в болотных крагах - да на паркет. И выделывать коленца. И учить мазурке других...
Дай, Боже, терпения.
По порядку. О первом замечании говорить нет смысла. (1) Читатель не обязан знать о существовании в поэзии СКОЛЬЗЯЩЕЙ КОНСОНАНСНОЙ РИФМЫ, которая наклоняет и сталкивает гласные и согласные в сцепке абсолютно неведомым и хулиганским способом. И если ты прочитал - и не догнал, то это не страшно. Будет другая по жизни скорость - усвоишь. Другое дело, когда высказываются: тогда читать подобное неловко... И это ощущение неловкости только нарастает....
(2) Если бы каналу поэзии и его проводнику нужно было "заАВРАЛиться" - и связать рифму с этим словом, то конечно бы это было сделано. Но ведь ведь незадачка: нА дух не нужно. Как собаке пятая нога или. Но этому критичному читателю милее - тараканы. Поэтому вынужден перефразировать под такой случай пословицу: как таракану седьмая лапка...
Трудно до нас доходит, но тем не менее - автор, четыре десятка лет работающий над А4, всё-таки имеет свое ОТК, свою совесть и свой профессионализм...
АВРАЛ - лишенное глагольности, т.е. движения, жестко-падежное слово. И в строке - ПУСТЬ РАБОТЫ КРОМЕШНЫМ НАВАЛОМ..., которая рифмуется со строкой - И ВИНО НЕ ГОРЧИТ ИЗ ПОДВАЛА..., не встанет ни в творительном АВРАЛОМ, ни в винительном падежах - АВРАЛА... Да и не нужно это. Плоское слово, неудобное и лишенное движения. Но на то и есть автор стихотворения, чтобы уходить от того, что ему не нужно. И уходить профессионально-точно, к той краске и тому вектору состояния, которое удачное передано словом НАВАЛОМ. Близкое, хлесткое, подстегнутое в карьер своей приставкой НА и взятым в странную терцию согласованным определением КРОМЕШНЫМ...
Господи, о чем это я?... Есть ощущение боли и счастья... А мы ведем чисто лингвистический разговор, препарируя образ...
Настоящая поэзия такого не стерпит. Она вырвет из рук поводья и самого тебя швырнут на ветер и излом... Зачем разымать? Я не заказывал гладиаторские бои впридачу с колизеем...
ВСЕ ЖЕ, МАМУ ВАШУ, НАПИСАНО. ВСЁ ДО КАЖДОГО ИЗГИБА ЗАПЯТОЙ ВЫВЕРЕНО СЕРДЦЕМ. Ну, зачем же... в болотных крагах - и на паркет... Не понимаю... И не пойму никогда.
Ладно. Переживем. Так. Еще одна работа и отклик на нее..
+
Как спицы готовят к вязанию, а стюардессу - к Лондону; готовлю крестец к наказанию, ладони готовлю к ладану.
А к тем, кто мне пальцы нахваливает гвоздями и плоскогубцами - пусть боль моя выйдет палевая; а к прочим мирянам - русая…
О, крестное право нежности! Повсюду спасать, не спасаясь… Звездою маячить в кромешности… Слезою светить сквозь парус…
О, белое право нежности! Быть внученькой, а не падчерицей. О старый подол Неизбежности - не пачкаться…
Нас встреча нашла в полете; свела - как две штанги троллейбуса… Так вены текут по локтю, взамен ничего не требуя…
О, плавное право нежности!… Быть встречной, попутной, беспутной… Давать нам без всякой погрешности друг в друга входить под утро…
Губами скрипеть и царапаться, соскальзывая в центробежности… на панцирном праве нежности… на пледе - с востока до запада…
Как спицы готовят к вязанию. Я окна готовлю к рассвету. А крайнюю плоть - к обрезанию.
А крайнюю мысль - к посеву.
+ Майкл Томас Космика Из книги «МОЕЙ НЕПРАВДЫ МАТОВЫЙ ГЛОТОК» 1992
Комментарий читателя: «Осторожнее в выборе слов. Вены не текут. Такая неточность мешает восприятию. Но, несмотря на несовершенность и рваность, – это все же поэзия. Спасибо…» - Майкл, ну дай слово вставить!... А то у тебя от предыдущих комментов - такой грустный и трагичный видддд.... Давай, я за тебя отвечу на это СПАСИБО: пожалста! И чего ж тебе не глянулось?!.. - Вот пока ты хохмишь, я успел мысленно пожать этому человеку руку и - обнять душой того, кто мне близок по ауре, того, чьи комменты прозвучали абсолютно по-дружески и без желания задеть… - Эй, я тож-ему руку жму!.. Так чем тебя не устроила критика? Все верно: вены не текут. По ним кровь течет, а сами они стоят на месте. Вот. - Н-ДА… в который раз убеждаюсь: ты – точно не я… - Как это «НЕ-Я»?! Ты чего себе позволяешь? Я такая же половина М-Т Космика, как и ты!.. - Ну, ежели бы ты был половиной меня, ты бы помнил мгновения… когда… КОГДА ВХОДИШЬ В ДРЕВНЕЙШИЙ РИТМ МОРЕЙ, ЛУГОВ И ДЕРЕВЬЕВ…. Когда наклоняешься над любимой – и на твоем лбу… и на твоих локтях синими шнурками проступают и текут вены… А сама кровь уже не успевает течь… Она срывает вены с мест – и вот уже вены текут!!...Кожа течет!!… И вслед за этим каскадом движений и касаний – ты сам становишься потоком… Короче: тебя там – с твоим «стоят на месте» - и рядом не стояло!... - Злой ты, дяденька… - А ты не пори ерунду. Ей, между прочим, больно… Еще примеры? - Спасибо. Накушались. Счет, пожалуйста… Счет готов. Только это не ресторан и не футбольный матч. Счет здесь ни в чью пользу. Он просто идет на секунды…. Квантовый 2012 рядом. http://nvris.narod.ru/main.htm И нам всем нужно не просчитаться. Обнимаю вас сердцем и душой. М. Космика. P.S. Несколько строчек - для вашего уважаемого дня. Любви и радости. И хорошего светлого молчания, а также большой созидательной работы в новых измерениях! + Поэт пришел сквозь пики и кресты, вразрез всем будням с выправкой военной - Дать шанс всей нашей крошечной вселенной до любящего сердца дорасти. И в мире оловянно-окаянном ему водить – но не блистать вождем. И он рожден безбрежным океаном. И он звездой безгрешною рожден. Не хмурьтесь вслед поэту: Нелюдим! Поэт всегда среди толпы - безлюден. Но каждый жест и шаг его – прилюден и поднят с пламени, и взят со льдин… В его руках становится мрак – ковким… И в свет куется каждая слеза: для тех, кто шастает туда-сюда, крысиный след оставив на морковке. Для всех, готовых сразу обкорнать кусочек неба с яркою строкою… Поэт болит в нас голосом Талькова… И фресками да Винчи – светит в нас… И он молчит средь шустрой говорильни. И плачет за хохочущих во мгле… Плечами слыша звон и шелест крыльев - он, как и все мы, ходит по земле… В ДУШЕ СОРВАВ СТРУНУ – а не на лире, поэт в тебе начнется. И во мне. + Майкл Томас Космика Сердцем с вами. http://www.stihi.ru/avtor/oknovmir публикация от 27 августа 2011 |