Поделись страницей

Категории

Золотой фонд [148]
Лучшие произведения наших авторов
Любовная лирика [1858]
Философская лирика [1646]
Гражданская лирика [618]
Военная лирика [117]
Религиозная лирика [162]
Пейзажная лирика [826]
Посвящения [241]
О творчестве [160]
Песенная лирика [201]
Образность и экспрессия [498]
Мистика [229]
Эпос, легенды [70]
Произведения на иностранных языках [18]
Поэтические переводы [55]
Городская лирика [104]
Произведения для детей [103]
Соавторские произведения [11]
Экспериментальная лирика [80]
Верлибр [44]
Акростихи [55]
Брахиколон [14]
Сонеты, рондо [46]
Хокку, танка, хайку [14]
Одностишия [8]
Шуточные стихи, юморески [565]
Сатирические стихи [83]
Иронические стихи [186]
Подражания [35]
Пародия [99]
НОВОГОДНЕЕ [77]
Поздравления в стихах [17]
КОНКУРС №1 [15]
Любовная лирика
КОНКУРС №3 [8]
Военная лирика
КОНКУРС №4 [10]
Пейзажная лирика (лето/акро)
КОНКУРС №5 [24]
3 тура: мистика, юмор, зимняя сказка
КОНКУРС №6 [13]
Философская лирика
КОНКУРС №7 [26]
Осеннее настроение
КОНКУРС №8 [11]
Новогодняя сказка
КОНКУРС №9 [14]
Валентинки
КОНКУРС №10 [9]
Юмористическое буриме
КОНКУРС №11 [14]
Песенная лирика
КОНКУРС №12 [8]
Фанатские кричалки
КОНКУРС №13 [12]
Зима - дыхание вечности
КОНКУРС №14 [7]
Ностальгия по детству
КОНКУРС №15 [11]
Шаги времени
КОНКУРС №16 [9]
Звуки музыки
КОНКУРС №17 [13]
На крыльях ангела
КОНКУРС №18 [16]
Колыбельная песня
Конкурс миниатюр [1]
КОНКУРС №20 [4]
Звездная романтика
КОНКУРС №21 [6]
Живопись в стихах
Не вошедшее в рубрики [913]
Дебют [4002]
хочу в авторы
На доработке [12]
В этот раздел попадают стихи, которые редакция считает нуждающимися в доработке
КОНКУРС №22 [2]
Поэтический конкурс «Диалог с классиком»

Приветствуем!


Поиск по сайту

Блог

Музыкальная машинка времени и пространств
Категория: Новости мира искусства
Нажмите для увеличения картинки

Перемещаемся между веками и континентами вместе с композиторами и исполнителями, поэтами и актёрами

Добавил: Skorodinski
Достоевский ни в чём не виноват!
Категория: Критические статьи
Нажмите для увеличения картинки

Представителям европейских государств, где пытаются запретить изучение творчества Достоевского и других российских и советских писателей, не надо забывать, надо знать, что российская и советская литература являются частью мировой литературы, частью мировой культуры.

Добавил: Васил
Про двух россиян
Категория: Познавательно-развлекательное
Нажмите для увеличения картинки

В этой работе я расскажу в краткой форме про двух россиян, которых знаю лично. За достоверность информации, как говорят, гарантирую. Первого россиянина я назову Игорем, а второго героя моей статьи я назову Вероникой.

Добавил: Васил

Облако тегов

Соцопрос

Кто Вы по знаку зодиака?
1. Близнецы
2. Лев
3. Телец
4. Овен
5. Скорпион
6. Весы
7. Рыбы
8. Стрелец
9. Дева
10. Козерог
11. Водолей
12. Рак
Всего ответов: 120

Поэзия

Главная » Поэзия » Философская лирика

"В тени креста" поэма размышлений
[ ] 17.08.2013, 20:44
«В ТЕНИ КРЕСТА»                    

      ( поэма размышлений)



          ПРОЛОГ

Массивный, пыльный, древний фолиант,

Кто сплёл твои словесные тенёта…?

Кто в тихой келье миру свой явил талант

Затягивать людей в безволия болото…? –

Нам это знать, как говорится, не судьба:

Жаль будет сил затраченных впустую

На то, чтобы понять: кто вздумал воспитать раба

Покорного, который не бунтует? –

Смиренье и покорность кто возвел на пьедестал,

Толпу загробной жизнью соблазняя? –

Кто, как марионетку, на Голгофу вел Христа,

Чтоб мучеником веры сделать? – не узнаем…

Но кто мешает нам предположить? –

Доступно всё критическому взору:

Ни в чём не сомневаясь, не прожить,

И нет на свете истины бесспорной…

           *

…Любезный друг читатель, не случайно

Последних  два тысячелетия подряд

Науки всех мастей как о великой тайне

Об Иисусе пишут, спорят, говорят…

Тот крест, что был для казни предназначен

В тени своей надолго тайну скрыл

И всем мужам учёным задал хитрую задачу,

Которую никто из них пока что не решил:

Кто создал Иисуса…? Для какой великой цели

Обрёк его на смерть неведомый творец…? –

Молчания завесой скрыто…  но найдутся щели

В завесе каждой и в любой стене,

Чтоб  через них пробрался  мыслью, слухом, взором

Пытливый разум, тягой к знаниям томим

Подобный изворотливому вору…

А мы, мой друг, последуем за ним.

Верь лишь себе и будь  предельно осторожным –

Невежественных догм губительная тьма

Скрывает путь познания, и в ней, увы, несложно,

Неверный сделав шаг, совсем сойти с ума.



  ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ

  « ИСТОКИ »



ГЛАВА   ПЕРВАЯ

  «БЛАГАЯ   ВЕСТЬ»



Всё это началось еще до нашей эры,

Когда в цветущий, благодатный край,

Звеня мечами, вторглись римские легионеры

И иудейскому царю сказали: «Выбирай»...

При этом предложив ему примерным

Сатрапом кесаря на благо Рима послужить,

Свой трон и титул сохранив,

           иль отправляться на галеры –

Гребцом безвестным в море голову сложить.

           *

Царь иудейский мужичонка был неглупый:

Смекнув, что лучше в роскоши до старости дожить,

Приличья ради и с досады носом хлюпнул,

Смахнул слезу и согласился кесарю служить.

И то сказать: ну право же, чего там? –

Корона, трон и роскошь во дворце,

А  для сравнения: маши веслом до рвоты

Всю жизнь свою, чтоб сдохнуть с ним в конце…

Сатрапа выше только бог и прокуратор,

Да римский кесарь – вот и все дела…

И надо разум полностью утратить,

Чтоб царский скипетр променять на рукоять весла.

*

К тому добавим, что гораздо ближе к телу

Рубашка та, которая своя...

Так стал служить он Риму, между делом,

На Рим Великий злобу чёрную тая.

Но злоба тайная без выхода наружу,

Как гнусный червь внутри румяного плода:

Терзает мозг –  душа ей пищей служит.

…И выход бы ей дать… но в чём?... а главное: куда?...

           *

Летели дни и проходили годы,

Цари сменялись, Рим стоял неколебим...

И понял Ирод – иудейский царь:

                     покорностью народов

Разрушен будет в роскоши погрязший, сытый Рим!

…Покорность тихая, безвольная, слепая

И есть тот страшный бунт,  который как термит

Империи строенье незаметно разъедает,

И крепкая на вид стена не долго простоит,

Когда её ручонкою шутя, толкнёт младенец.

…Есть сила в слабости и слабость в силе есть:

Империя ослабнет от покорности владений

И распадётся … и свершится месть...

           *

Но как покорность воцарится в душах

Простых людей…? Как это втолковать

Вождям, что,  не желая даже слушать

Речей разумных, рвутся воевать…? 

В гордыне дикой, с криком о свободе,

Собрав безумных горстку храбрецов,

Ввергают в новую беду свои народы

И сами гибнут на кресте, в конце концов.

Геройствуя, они не понимают,

Что подвиг их нелеп и грош ему цена:

Бунт неудачный только укрепляет

Империю, что в битвах рождена.

           *                                   

Так мыслил Рима венценосный раб. 

Всё объяснить способна логика простая:

Лишь только глупый и плохой сатрап

Стать полновластным государем не мечтает.

           *

В то время смутное по иудейским синагогам

Блаженные вещали что есть силы

О том, что в мир придет ниспосланный от бога

Царь над царями, этакий мессия…

И явит царство милосердия благое,

В котором будет всяк богат и сыт, и пьян…

И в древних книгах, якобы, прописано такое,

И в это верят люди многих стран…

Но толковали без согласия бродячие кликуши,

Порою даже спорили, поэтому бывало,

Что люди, не желая споры слушать,

Тех болтунов из синагоги прогоняли.

           *

Об этом Ироду докладывал первосвященник 

Каифа – вероломный и лукавый человек:

Мудрец, философ и… как все политики – мошенник,

Хитрей которого нам не сыскать вовек.

Он сразу все мечты и устремленья

Царя-сатрапа разумом постиг

И к делу приступил без промедленья,

Отправив лучших соглядатаев своих

Разыскивать в мессии кандидата

По тюрьмам, по базарам и полям.

…И те пошли, прельстившись щедрой платой,

Что им наградой будет за успешные дела...

           *

…И полетели во дворец Каифы донесенья

О всяких чудесах, блаженных, чудаках

И необычных происшествиях в селеньях

По Иудее всей, но не нашлось пока

Достойного в мессии кандидата.

Каифа выжидал как опытный игрок,

А время утекало безвозвратно

Как между пальцами струящийся песок.

           *

А межу тем в одной из стран восточных

В пещере обитали трое якобы волхвов,

Варили зелья и по звездам ночью

Гадали для досужих простаков.

Дела их шли неважно. Скажем по секрету:

Пещера зельями забита – ясно, что давно

Нет спроса ни на зелья, ни на амулеты,

А на базарах мясо, хлеб, вино

За «просто так» никто давать не хочет –

За все плати, и лучше серебром…

И вот они, посовещавшись как-то ночью,

Решили распродать свое добро,

Замуровать пещеру и уйти на запад,

По слухам зная, что, наверное, не зря

В стране далекой, где-то за Евфратом

Рождения мессии ждут – пророка иль царя...

           *

…А в Палестине, как на грех, свершилось чудо:

В никчемном городишке Вифлеем

Девица «не замеченная в блуде»

Вдруг забрюхатела на удивленье всем...

А как её судить? – то дело тёмное, ночное –

Никто ей в этом свечкой не светил,

Да и раввин сказал, что будет всем спокойней

Признать зачатье непорочным и святым.

И на корню пресечь все домыслы и слухи,

Приняв как данность, что Мария понесла

Не от мужчины, а от слов святого духа,

А стало быть, невинна – вот и все дела…

           *

Марию же, пока не разродилась,

Решили замуж сбыть, подальше от греха,

Приданое собрав, и даже умудрились

Сыскать согласного на это дело жениха.

Иосиф плотник – мужичонка никудышный:

В летах и беден, и значительный изъян…

Имел –  куда деваться, если так всё вышло,

Что нравом нелюдим и каждый вечер пьян...

           *

Но выбор невелик. Заметим, между прочим:

Пускай Мария и красива, и строга,

Но кто из трезвомыслящих захочет

С приданым получить ветвистые рога? –

Хоть от царя, хоть от святого духа,

Когда весь город знает наперед,

Что ты «не при делах», а у невесты брюхо,

Как говорится, «на лоб» так и прёт...

Лишь беспробудно пьяному едино:

На ком жениться – было бы вино,

Чтобы с утра, упившись как скотина,

Под вечер лечь в постель с какой ни есть женой…

Пусть даже страшной словно обезьяна,

Иль смертный грех  –  была б не холодна…

Все остальное ерунда, когда ты очень пьяный,

А ночь как деготь с сажей смешанный темна.

           *

Логичен выбор горожан и замысел раввина ясен.

Иосиф по столу ударил кулаком,

Хлебнул вина, икнул и, промычав: «Согласен»,

Себя не числил более холостяком.

           *

…И эту свадьбу праздновал весь город:

Столы ломились от обилья блюд и вин,

Звучали тосты, здравицы, и вскоре

Упился даже трезвенник раввин.

Вполне возможно, что была особая причина

У многих ликовать на свадебном пиру

От пастуха и до купца – не только у раввина…

Как знать: чьё ложе чаще Маша покидала  поутру…?

           *

Пир отшумел. Но ненадолго в Вифлееме

Затихли толки, сплетни, пересуды –

Для новых сплетен появилась тема:

Младенец Машин на кого похожим будет…? –

Дух не оставил ни портрета, ни иконы –

Каков он там лицом? – попробуй угадать…

Вновь у источника под плеск воды гадают жёны:

«Чей блудный муженёк в святые духи кандидат…?»

           *

Меж тем о Вифлеемском  чуде донесенье

Легло на стол священника Каифы,

И тот смекнул: Израиля спасенье

Начнётся с сотворенья новых мифов –

Зачатье непорочное, пришествие мессии,

Да вот ещё волхвы нагрянули с востока –

Начнутся чудеса, когда родит Мария...

Вот только родила бы не до срока…

Она родит, конечно же, мальчишку,

А если нет – нетрудно подменить:

И не такие чудеса под силу золотишку,

Что до волхвов – те сразу уловили нить

И прибыльность, и суть интриги этой,

И за весьма умеренную плату,

Нашепчут Ироду, как будто по секрету,

Придя с дарами в царские палаты.

           *

Жаль: Ирод постарел как пень замшелый

И впал в маразм – не узнаёт родню...

Скорей бы умер, чтобы, грешным делом,

Затею эту не угробил на корню.

С наследником договориться будет легче:

Он молод, полон сил и не дурак –

Гораздо лучше, коль на молодые плечи

Груз власти ляжет – молодым неведом страх.

           *

Лишь постарев, цари всего боятся:

Врагов, друзей, детей своих и жён,

Им по ночам в кошмарах заговоры снятся.

А молодые смело «лезут на рожон»

И, очертя башку, в любую авантюру,

Презрев опасность, рады кинуться они,

Чтоб победить или погибнуть сдуру...

Не верят в прорицания и сны

И побеждают в самом безнадёжном деле,

Где нет намёка даже на успех…

Не зря в народе говорят, что боги любят смелых,

Их ежечасно выделяя среди всех.   

 
   ГЛАВА   ВТОРАЯ

                   «РОЖДЕСТВО»

Случилось то, чего Каифа опасался:

Царь принял ходоков и,не боясь людской молвы,

Чтоб власть и трон не потерять, подстраховался,

Отдав приказ младенца умертвить:

Вдруг вырастет малец и вздумает корону

И власть отнять у старого царя,

А Ирод не хотел делиться троном,

При жизни даже с сыном, честно говоря.

Хотя ты трон с собой и не возьмёшь в могилу,

И тяжек власти груз на склоне лет,

Но покидать престол, покуда кровь струится в жилах,

Тиран не помышлял, и в этом весь секрет.

           *

А если вдуматься, то и тиран марионетка…

Весьма опасная… но в опытных руках
 
Он не опасней чем варёная креветка...

Лишь если вырвется, внушить способен страх

И злейшим стать врагом для своего народа,

Невинной кровью затопив страну…

Все тирании и тираны сходны по природе:

Порой народу легче пережить войну,

Чем «под пятой» безумного тирана

Жить в вечном страхе и смиренно ждать,

Что непременно, поздно или рано,

Тиран не избежит посмертного суда

И, упокоясь под плитой могильной,

Пред богом даст ответ за все свои дела...

Но боги власть всегда даруют сильным,

А власть есть власть, какой бы ни была...

           *

Мария родила младенца Иисуса.

Волхвы нагрянули с дарами в Вифлеем

И поклонялись до того искусно,

Что в Вифлееме захотелось верить всем

В божественность зачатья и рожденья.

Волхвы вещали, тыча пальцем в небеса,

И «под шумок» Иосифу давали наставленья,

От коих хмель иссяк и дыбом волоса

У плотника несчастного вставали.

Бедняга пил и пил в надежде захмелеть,

Но лишь трезвел… Волхвы не унимались,

Перстами в небо указуя, словно на земле

Для пьяницы и вовсе места не осталось...

Мария же, земли не чуя под ногой,

В толпе гостей блаженно улыбалась

От счастья, что не нужно будет кочергой

В постель укладывать упившегося мужа.

Иосиф дико взвыл и бросился в сарай,

А по пути, без объяснений долгих и ненужных,

Марии хмуро рявкнул: «Вещи собирай»...

           *

Хотя Иосиф был не гениален головой,

Но много повидал и человек  был честный.

Он сразу понял – не сулит им ничего

Хорошего подобная известность,

Поскольку жизнь земную делает короче:

Сегодня ты в чести, а завтра… на кресте

Уже висишь гвоздями приколочен,

Лишь потому, что был ты не как все,

И сильным мира лишний раз глаза мозолил.

Спокойней жить в безвестности, в глуши,

А потому, дорог не разбирая, ночью, через поле,

С семьей из города убраться поспешил.

           *

Иосиф знал, из Вифлеема убегая:

В стране чужой прижиться тяжело.

Когда тебя еще никто не знает,

Одна надежда, что прокормит ремесло.

Но тут, как говорится, «не до жиру» –

Бежит семейство из родной земли,

От «милостей царя»: жить хочешь – эмигрируй

В Египет, чтобы иродовы слуги не нашли...

           *

Как скорпион под камень придорожный

Готов от страха наш беглец залезть…

И ведь залез бы, будь это возможно,

Когда в пути его догнала весть

Об избиении младенцев в Вифлееме.

Но вот уже граница – он вздохнул легко:

Волхвы назойливые, Ирод и проблемы

Остались позади и очень далеко.

           *

Для эмигранта  дней круженье быстротечно –

Так и мелькают годы… Что ни говори,

Как ни крути: ни что не длится вечно –

В подлунном мире смертны и цари...

           *

Весть долгожданная уже летит над миром:

Царь Ирод старый умер, наконец...

Его сменил сын Архелай   (по сути, тоже «Ирод»),

Власть унаследовав и царственный венец…

Дыша надеждой, потянулись эмигранты

Из дальних стран обратно в Иудею,

На родине являть свои таланты –

В родной земле и упокоиться милее...

           *

В толпе репатриантов брел Иосиф,

Для жизни выбрав Галилейский Назарет.

Не Вифлеем, где будет множество вопросов

Об избиении младенцев – что сказать в ответ...?

А обвинят во всём, и в этом нет секрета:

В народе всяк искать виновников горазд

И находить их среди слабых, безответных –

Тех, кто в своих проблемах по уши увяз.

Да так, что собственной боится тени,

От звука собственного голоса дрожит –

Такой не в состоянии отвергнуть обвинений,

И от расправы никуда не убежит...

           *

Откуда мог бы знать несчастный плотник,

Что у Каифы он давно «под колпаком»,

И потому к нему идут заказчики охотно,

Что это было им приказано тайком...

Приказ Каифы не исполнить, кто решится? –

Кто хочет заиметь сильнейшего врага,

Которого сам Иудейский царь, порой, боится? –

Попробуй отказать, коль жизнь недорога...

           *

От нищего и до купца мы все марионетки

В руках политиков, священников, царей.

Мир в коем  мы живем –

одна большая клетка

Со множеством лазеек и дверей

Во внутренних её перегородках.

Мы мечемся  как загнанные звери,

Пытаясь проскользнуть меж прутьями решетки,

А нами управляют, открывая двери.

Так было и так есть... Как будет? – неизвестно...

Пусть президенты явятся на смену всем царям,

Но верить в демократию и властьимущих  честность

Я не спешу, пока стоит над миром храм,

В котором некто проповедует с амвона,

Толпу словами книг священных оглушая,

Витийствует о нерушимости законов

И первый все законы нарушает...

           *

Мы все не ангелы, а смертные, земные люди:

Наивно верим  всякой чепухе,

И грешника поймав, его усердно судим,

Забыв, что сами по уши в грехе.
 
ГЛАВА   ТРЕТЬЯ

                     «ИОАНН»

При Ироде, ещё до случая с Марией,

Захария с женой Елисаветой

Дожить до лет преклонных умудрились,

Не нарожав детей – совсем одни на свете.

Тому могло служить причиной что угодно:

Возможно, что Захария на службе уставал,

Могло случиться, что жена была бесплодна,

А может быть… и мыслей не было об этом в головах...

           *

…И дожили – Захарию «хватил Кондратий»…

Не сильно, так –  микроинсульт - по малости, слегка:

При всём народе и совсем уже некстати

Средь проповеди он «лишился языка»...

…Нет, нет – язык на месте и не покалечен,

Но с речью нелады …  Бывает иногда

От кровоизлиянья в мозг потеря речи.

Возможно, скажете: «Подумаешь – беда...» –

Тут стоит возразить: Захария – священник –

С ремёслами земными  не знаком,

Всю жизнь кормился паствы подношеньем,

А стало быть, работал только языком.

И вот тебе – такой конфуз посреди храма...

Добро бы в храме не было людей,

Впрямь –  хоть сквозь землю провались от срама,

И непривычно вдруг остаться «не у дел».       

           *

Но худа без добра, как нам известно, быть не может –

Губительно безделье для души:

Скучая в четырех стенах сидеть совсем негоже –

Чтоб скуку разогнать, Захария навёрстывать решил…

То, чем он жертвовал все время ради службы,

О чём из-за усталости частенько забывал,

Считал второстепенным и, порой, совсем ненужным  –

Теперь он этому все силы отдавал.

И результат сказаться не замедлил:

Захария усердно взялся за дела – 

И года не прошло, как удивив соседей,

Елисавета сына Иоанна родила.

…И у Захарии от новости такой  глаза на лоб полезли:

Ведь это ж надо, что под старость сотворил…

- А всё благодаря чему? – тягчайшей из болезней –

От удивления он вновь заговорил…

           *

…Заметим: в возрасте таком могильный холод

Влечёт к себе сильней, чем брачная постель.

Но если ты ещё душою молод

И крепок телом, нарожать детей

Тебе не помешают прожитые годы…

И в назидание потомкам, несудим,

Ты можешь тем одним прославиться в народе,

Что немощь старости, хоть так, но победил.

И пусть кричат досужие кликуши,

Что божья благодать ниспослана тебе,

Твердят о чудесах – глупцов не стоит слушать –

Всяк человек кузнец своей судьбе…

           *

Назначен в жизни лучший срок любому делу,

Но каждый в чём-то время упустил по лености души.

И слава тем, которые уже на склоне лет сумели

Домыслить, дотворить, досовершить!!!

           *

Мелькают годы – четверть века миновала:

У Иоанна как мочалка борода,

Как клещи руки и зубов поменьше стало –

Не хлюпик малый – дрался иногда…

С тоски завоешь, ежели весь день в библиотеке

Корпеть над книгами, вдыхая пыль веков.

А как размяться молодому человеку,

Коль в драку не залезть и кулаком,

Не приласкать кого по наглой, пьяной роже? –

Не по злобе души, а от избытка чувств-с...

Так и ему порой перепадало тоже

Отведать кулака, каков он там на вкус...

           *

Так жил наш Иоанн, спокойно и беспечно

На деньги, что давал ему отец,

Но то, что хорошо, не может длиться вечно –

Он вызван был однажды во дворец…

Для тайной, доверительной беседы.

Уже давно Каифа заприметил молодца – 

Смышленого красавца-непоседу…

С  порога справившись о здравии отца,

Вдруг, как бы невзначай, стал рассуждать о боге;

О том, что вера всё ж не так крепка, как в старину,

Что римлян в Иудее слишком много,

И Риму следует устроить тайную войну...

           *

В те времена такой крамольной речью,

Дойди она до прокураторского слуха,

Сам иудейский царь себе мог обеспечить

Галеры на всю жизнь или удар кинжалом в брюхо,

А может быть и на кресте «уютненькое» место...

Но знал Каифа, с кем имеет дело:

Сынок Захарии хоть и буян, но малый честный

И патриот, а потому продолжил смело

Крамолу насаждать в уме неискушённом.

Умелец политических интриг

Вещал о том, что римские законы

Всех развратят, и своего достиг…

           *

Наш Иоанн внимал, развесив уши,

И набирался новых мыслей и идей,

Открыв для них и разум свой, и душу,

И не считая боле римлян за людей,

Горел желанием, страх презирая и опасность,

С оружием в руках вершить святое дело.

Но был Каифой остановлен: «Жертв напрасных

И без того хватает –  здесь другая смелость

Нужна, мой юный друг – забудь про меч, и слово

Заменит сталь оружия тебе:

Смирение должны мы подготовить

В душе людской – не к бунту и борьбе,

А к милосердию, к терпенью в тяжком горе

Отныне будем в проповедях призывать народ,

Тем приближая день, когда от внутренних раздоров

Рим ненавистный сам собой падёт.

Пусть только прекратятся бунты и восстанья...

Но до того придется нам пройти

Чрез тяжкие труды и испытанья,

Чтобы направить Рим по этому пути.

И ради этого ты должен стать пророком –

В путь собирайся к речке Иордан.

Нам от библиотекарей сегодня мало проку,

А в проповедниках великая нужда...

           *

Ты людям возвестишь пришествие мессии,

Как богом посланный, об этом возвестить.

Прельщай, стращай, юродствуй что есть силы, 

Плети что в голову взбредёт... –  улавливаешь нить? – 

Придумывай обряды, ври что хочешь,

Но только складно... Можешь припугнуть

Божественною карой, как бы, между прочим,

И посулить прощение грехов, но только лишь тому,

Кто в тех грехах покается смиренно,

Их искупить молитвой поспешит,

Пройдет обряд и, преклонив колени,

Пред богом поклянётся больше не грешить…



           *

…И чем нелепей будут выглядеть обряды,

Что ты придумаешь на речке Иордан,

Тем лучше будет – люди верить рады

В любую несуразность, в этом их беда

И наше счастье: Люди ради веры,

Порой, готовы изменить самим себе,

Детей своих отдать на растерзанье зверю,

Чтоб только заслужить прощенье у небес.

А кто им скажет: что угодно небу? –

Подумай, напряги мозги... –

Естественно пророк,

Который на пустой воде и чёрством хлебе

В служеньи богу пребывает долгий срок,

И ради веры не щадит отца и брата,

Земную жизнь считает суетой,

Не ищет благ земных и серебра, и злата,

Плоть усмиряя пищей скудной и простой.

           *

Такой пророк всегда толпою принят

За нищету его, ведь ныне, как и встарь,

Любой, свою гордыню теша, не преминет,

Собой любуясь, дать убогому сухарь.

…И так, играя на людских пороках:

Гордыне, страхе, алчности и лени,

Ты станешь новоявленным пророком.

Перед тобою преклонит колени,

И слову повинуясь твоему, как «гласу свыше»,

Погрязшая в невежестве толпа

Пойдёт, куда направишь, и на миг не усомнившись,

Коль вздумаешь вести её – она слепа

От веры собственной как падающий камень,

Рукой безумца брошенный во тьму:

Направь толпу в бушующее пламя –

Пойдут, сгорят, но так и не поймут,

Что вера от огня не даст защиты,

Не укротит зверей и не раздвинет вод,

Не обогреет и голодных не насытит,

Но разум усыпит и в рабство приведёт…

           *

…Скажи себе сегодня : « Я раб божий –

Смирен, покорен и не властен над судьбой»,

Склонись, всех возлюби в душе… и что же...? –

Ты завтра станешь человеческим рабом...

И сам себе понапридумываешь страхов

И божьих кар, что крепче всяческих оков,

Тебя удержат копошащимся во прахе...

Но это участь легковерных дураков,

Которые и есть основа человеческого стада –

Толпы, за пастырем своим идущей вслед.

Для всех глупцов лишь в вере радость и отрада,

Исток  надежды на спасение от бед.

           *

Но ты пророк – пастух над пастырями и предтеча

Того, кто следом за тобой грядёт

И, власть приняв над стадом человечьим,

Империю к распаду поведёт.

Тебе останется лишь скромно удалиться,

Власть над толпою передав и отойдя от дел,

В тиши описывать свои деянья и молиться –

Таков предтечи истинный удел.

Теперь ступай и помни ежечасно

О том, что предстоит тебе свершить.

Поверь, что труд твой будет не напрасным,

А согрешить не бойся – только бог непогрешим».

           *

Политикан Каифа даже здесь слукавил:

Пророк не может просто отойти от дел

Пока он жив – все это против правил – 

Посмертное величие – вот истинный удел

Пророка, а его стезя земная

Трагически закончиться должна

В руках у палача – теперь мы это знаем:

Пророк, посеяв новой веры семена,

Погибнуть должен в муках, при народе,

На шаг не отступив от своего ученья –

Уйти из жизни презираемым, безродным,

Благословляя палача и пытки, и мученья.

Каленое железо, крест, петля иль дыба

Пусть увенчают бренной жизни путь,

Чтобы пророк из гонки жизни выбыл

Не без следа, и только в этом суть

И высший смысл его существованья

И гибели пред веселящейся толпой,

Чтоб через годы люди шли на покаянье

Пророка кровью окропленною тропой.
 
ГЛАВА   ЧЕТВЕРТАЯ

                   «МЕССИЯ»

 Вернёмся в Назарет: знакомец наш Иосиф

Живёт при деле и не знает бед,

Он пьянствовать ещё в Египте бросил

И от клиентов у него отбоя нет.

Он не «благоухает» перегаром винным,

Общителен, примерный семьянин,

С купцами дружбу водит и с раввином...

И всё бы хорошо… но вот беда, что сын…

Который Иисус, совсем от рук отбился:

За книгами и знать не хочет ремесла.

Под тридцать лет ему – скорее бы женился...

Ворчит Иосиф: «Молодёжь пошла…»

Но это лишь для вида – старый хрыч лукавит,

Он знает, что с эпохи Моисея

В достатке жить, при почестях и славе

Возможно только книжною премудростью владея.

           *

В мечтах Иосиф видит Иисуса знаменитым –

Священником, судьёй или раввином,

В одеждах дорогих пред книгою раскрытой...

О, простота святая, как же ты наивна

В неведеньи о замыслах, что зреют

В умах царей и прочих сильных мира.

Красивыми мечтами душу греешь

В то время как уже занесена секира

Над головой твоей и все твои мечты

И даже жизнь сама не более чем прах.

И нет возврата –  сожжены мосты,

А впереди лишь униженье… боль… и страх.

           *

Меж тем наш Иисус уже толкует Тору,

И до того  разумно, что раввин

Не всякий раз решается с ним спорить –

Поделится лишь мнением своим,

Да между делом выдернет цитатку,

Чтоб ученик задумался слегка

И вспомнил, что неоспоримо всё и гладко

Бывает только в рассужденьях дурака.

           *

Известно всем, что лишь глупец не усомнится,

Что-либо для себя из книги затвердив,

Навяжет это всем, чтобы собой гордиться,

Напыщен и, как правило, спесив.

           *

А Иисус в сужденьях удержу не знает

И судит он, порой, чрезмерно строго:

Открыто Рим и римские законы порицает.

Его услышав, и бунтарь закоренелый вздрогнет...

Но как-то раз, вернувшись из Ершалаима,

Где он общался со священниками в храме,

Вдруг перестал настраивать всех против Рима,

И удивил довольно странными речами:

О том, что люди милосердие забыли

Всем в синагоге уши прожужжал...

И Назарета жители решили,

Что Иисус от книжек спятил... – очень жаль:

Ведь до чего смышленый был парнишка,

И вдруг рехнулся и, похоже, навсегда…

Знать бога прогневил, коль тронулся умишком

И вовсе не ему – родителям беда.

           *

Известно, что беда земная многолика:

От тяжкого труда произрастает горб,

А если устремишься к знаниям великим,

То помни: знания в душе рождают скорбь...

А от душевной скорби, говорят в народе,

В делах расстройство и умов разброд,

Да и безумие от лишних знаний происходит...

…Так прежде чем в науку лезть, подумай наперёд:

Вдруг повредится разум твой от многих мыслей? –

Надёжней ремесло освоить и уметь

Руками делать что-то, чтобы случаем не вышло,

От книжных знаний повреждения в уме...

           *

О том, что спятил Иисус, весь Назарет почти неделю

На все лады шумел, но успокоил всех раввин:

« Ну что пристали к парню, в самом деле –

А если это бог ведёт беседы с ним...? –

Что если Иисус лишь выглядит блаженным,

И не совсем понятные нам речи говорит

Лишь потому, что он земное бога отраженье...? –

Дождётесь, что ещё и чудеса начнёт творить...»

           *

Народ притих, и проповеди  в синагоге

Смиренно слушал от начала до конца.

Хотя их содержание смущало очень многих,

Но все боялись прогневить  «Небесного отца»…

А более того – навлечь неудовольствие раввина –

Тот, разозлившись, может и от синагоги отлучить,

А отлучённый – человек едва наполовину...

Так все решили про себя: «Мы лучше промолчим –

Не нам судить: в своем уме иль спятил

От книжных знаний Иисус,иль просто посмеялся

Над нами, от гордыни стыд утратив,

Поскольку с высшим духовенством пообщался...»

           *



А между тем, наш Иисус успехом окрыленный

Решил бродячим мудрецом уйти «в народ»,

Чтобы нести заблудшим милосердия законы,

Иль новое ученье... – кто там разберёт:

О чем вещает, путаясь, бродячий проповедник,

Да и кому придёт охота разбирать? –

Всё  развлечение – послушать байки, и не вредно

Побить, потехи ради, болтуна, коль сильно будет врать...

           *

Толпе едино всё: что проповедь – что драка

Двух нищих возле кабака из-за гроша,

Бой гладиаторов, или грызутся две собаки...

Есть действо – значит: веселись, ликуй душа –

Есть зрелище, а в нем и отдых от рутины

Дел повседневных…  И не важно: чья вина,

Что человек  ничуть не лучше бабуина

Когда он кроме развлечений ничего не хочет знать.

           *

Так было и так есть и, надо полагать, так будет.

Покуда существует на земле  тяжёлый труд,

В котором тратят силы и тупеют люди

До уровня скота, и от работы тяжкой мрут.

И даже в нашем просвещённом веке

Единой цели служат цирк и стадион:

Освободить от лишних мыслей человека

Посредством зрелища – пусть отдыхает он…

Смеясь над глупостью чужой, чужой любуясь силой,

От мыслей голову совсем освободит,

И незаметно для себя, сойдёт в могилу,

Крамолы не замыслит и  не совершит...

           *

…А в Назарете, между тем, опять умов броженье:

Откуда ни возьмись, пополз по городу слушок,

Что Иисус – сын божий: чудо есть в его рожденьи – 

Зачатье непорочное, а не простой грешок

Прелюбодейства сладострастного блудницы,

И все свидетельства об этом говорят…

Во всем, коль есть желанье, можно усомниться,

Но если вдуматься... –  наверное, не зря

Покойный Ирод в Вифлееме вырезал младенцев,

А от резни спасён один лишь Иисус – 

От доводов таких народу никуда не деться,

И с тем, что логика здесь есть, я спорить не берусь...

           *

…И вот уже наш Иисус шагает по дорогам,

Пылит сандалиями новоявленный пророк.

Смиренье в облике его, во взоре строгость.

Весь мир перевернуть готов он – дайте только срок…

Ковром ложится под ноги дорога,

Бредёт пророк, а впереди летит молва,

И открываются перед пророком синагоги,

И толпы жадно впитывают вещие слова.

           *

…А в чём секрет стремительного взлёта? –

Найдётся время – разберёмся не спеша,

Коль эту тайну приоткрыть пришла охота,

И новых знаний требует душа.

           *

…А "ларчик открывался" очень просто:

В Ершалаиме храм всего один,

Священники знакомы все промеж собой, и в гости

Ходили запросто, и с ними Иисус ходил

Для продолжения  азартно начатой беседы,

Которую разумнее вести не натощак,

А в тихой обстановке, за обедом,

Или за кружкой пива, чтоб раздумий враг –

Пустой желудок хода мыслей не нарушил

Настойчивым напоминаньем,  что пора,

Испив винца, «что бог послал» откушать,

И голод утолив, болтать хоть до утра...

           *

Так Иисус однажды в храмовой библиотеке

День проведя почти до самой ночи

Над философскими трудами древних греков,

Был приглашён Каифой, как бы, между прочим.

           *

Первосвященник – церкви царь и ученик раввина,

Как старые друзья, за кубком доброго вина,

Меж тем не равные ни  возрастом, ни  чином,

Почти всю ночь  в беседе провели без сна.

О чём беседовали  догадаться сложно –

С тех пор прошли века и горы лжи

Скрывают истину, а разобраться с этой ложью

Мы сможем лишь логичное  предположив:

                      *

Беседа начиналась как обычно

В то время было принято –  с родни,

Вопросов незначительных, привычных…

Так, что-то вроде светской болтовни.

Без деклараций политических и замечаний,

Чтоб любопытным отвести глаза

И, избежав неловкого молчанья,

Вдруг ненароком слишком много не сказать.

           *

Особенно когда вокруг шныряют слуги,

Которым подсмотреть или подслушать,

А после обо всём поведать другу,

Как пьянице стакан вина откушать –

Отрада жизни, смысл существованья,

Спасение от скуки и безудержной тоски.

А если мозг не отягчён ни разумом, ни знаньем,

То и ведёт себя слуга рассудку вопреки;

Рассказывая, где придётся, всё, что знает.

Хозяйские секреты не храня,

Он перед первым встречным душу открывает,

Выкладывая всё, что только смог узнать…

           *

Но вот уже угомонились слуги,

Дворец притих и погрузился в сон.

Нет более нужды «ходить по кругу»,

А гостю знать пора: зачем был приглашён…

Каифа быстро переходит к делу:

«Мой юный друг, я много слышал о тебе,

Что ты неглупый и довольно смелый,

Коль скоро призываешь всех к борьбе

За независимость многострадальной Иудеи.

Но знай, что нам мечём свободы не добыть:

Давно перевелись вояки средь евреев –

Нас римляне легко сумеют истребить,

Когда мы против них с оружием восстанем.

А тем, кто выживет в бою – позорный плен.

Их участь незавидная – тесать в карьере камень

И быть рабами на своей родной земле.

           *

Но средство есть добыть стране свободу,

Не поднимая бунт, не проливая кровь:

Сверх меры делать то, что римлянам угодно…

Дослушай до конца, не прекословь…

И мне постыла Рима власть над Иудеей,

Но что поделаешь? – мечи легионеров

Способны в ком угодно страх посеять.

А слабость Рима в том, что он не зная меры,

Распутствует, гоняется за модой,

И в праздной роскоши живёт трудом рабов.

Но раб-невольник и в цепях мечтает о свободе,

И ради воли даже смерть принять готов…

Известно ли тебе, какие слухи бродят

Меж бедняков покорных грубой силе? –

Случается, и до меня они доходят:

Все ждут прихода сына божьего – мессии...

           *

…Что если ты и есть тот самый долгожданный

Мессия –  божий сын, рождённый на земле? – 

Считать меня безумцем слишком рано,

Ты просто постарайся быть смелей,

Но не в речах и действиях, а в мыслях.

Постигни разумом безумие толпы:

Желанно людям что, а что им ненавистно –

Чтобы не видеть это,  нужно быть слепым…

И глупым, и глухим на оба уха.

А ты, как я заметил – не калека:

Ни разумом, ни зрением, ни слухом

Ты не обижен, и такого человека

Взамен тебе, где  и когда ещё найти сумею? –

Ты видишь сам – меня согнула старость,

К закату жизнь идёт – ты молод, будь смелее –

Иди в народ, по синагогам и базарам:

Неси униженным рабам и нищим утешенье,

О милосердии почаще говори,

Останови задумавшего мщенье,

Перед язычниками чудо сотвори…

           *

Положишь этим ты начало веры новой,

Которая утешит нищих и рабов.

Так мы разрушим Рим, но не мечём, а словом –

Ты к этой миссии уже вполне готов.

А я здесь позабочусь, чтобы слухи

О святости твоей, о том, что ты мессия,

С рождения исполненный божественного духа,

Летели впереди тебя и умножали силу

Воздействия речей твоих на разум

Простых людей. Чтоб проповедь послушав,

Пастух убогий или раб без всякого приказа

Готов был за тебя отдать не только жизнь, а душу…

Но помни: путь пророка новой веры труден –

Есть кроме римлян множество злодеев,

Таких, как недалёкие умом, начитанные люди,

Не избежать тебе гонения от фарисеев…

           *

…Но привести должны мы к новой вере Рим –

Язычников, неведомо которым обрезанье.

Меж ними проповедуй, чудеса твори,

Пугай вселенским злом и божьим наказаньем.

Пообещай поверившим спасение души

И за невзгоды жизни воздаянье после смерти

Тому, кто незлобив, не мстителен и не грешит,

И каждый день себя приносит в жертву…

Внуши язычникам, что все они грешны:

Зачаты во грехе без должного благословенья,

И во грехе живут, а потому должны,

Покуда живы, заслужить грехов прощенье.»

           *

На этом речь свою закончил старичок.

А Иисус вдруг понял, что попался

Как глупая рыбёшка на крючок,

И пожалел, что в храме появлялся.

Но, что поделать? – слишком поздно отступать:

Пусть даже старец вовсе выжил из ума,

А вся его теория опасна и глупа,

Но жизнь бродяги много лучше, чем тюрьма…

           *

Пророка путь земной опасен и тернист,

А тех, кто выберет его, преследуют невзгоды,

Но он способен увести на время от тюрьмы,

Хотя, в конце концов, в тюрьму же и приводит.

           *

Кто от сумы и от тюрьмы надёжный даст рецепт?

Как жизнь прожить, закона не нарушив? –

В любой стране вершители судеб

Тиранят равно непокорных и послушных.

Когда ты, всем задумав угодить,

Трепещешь перед властью, лебезишь пред силой…

Ты без вины всегда и всеми будешь бит

И презираем от рожденья до могилы…

А  если истово, но слепо служишь – ждёт беда:

Герою – рыцарю без страха и упрёка

Подстроят подвиг и посмертно наградят…

Но мертвецу от той награды мало прока.

Вот потому-то, верно, преданно служа,

Ты позаботься о себе сперва:

Сумей опасностей ненужных избежать,

И на плечах удержится подольше голова.

Скользнув узлом, на шее не затянется петля,

А там, глядишь, и место на кресте досталось не тебе…

Знать, для тебя ещё повертится земля,

И рано ставить точку жирную в судьбе…

           *

Все это Иисус прекрасно знал, 

Не зря дышал библиотечной пылью –

Герои многие в былые времена

В награду только смерть и заслужили

И бескорыстными в историю вошли –

Могилы их и по сей день усыпаны цветами,

Но вот потомки нищие, униженно, в пыли

Обречены ждать подаянья у подножий пьедесталов.

           *

Подобной участи наш книжник не хотел –

Пусть будут трудности, невзгоды и гоненья,

И многолетний тяжкий труд, но отойти от дел

Предпочитал живым и, в общем-то, не нищим, несомненно…

А потому, прямой и каверзный вопрос

Он задаёт первосвященнику без страха:

«А что потом? – я как пророк лишусь волос

Во имя веры… вместе с головой… на плахе?»

           *

«Зачем же сразу так?» – Каифа отвечал:

«Для этого найдётся голова другая –

Сидит в темнице у меня один нахал –

Поставить рядом вас – так даже мать не распознает,

Настолько он с тобою схож осанкой и лицом.

Случись такое, что, вдруг, крови возжелает

Царь иль толпа, так с этим молодцом

Тебя местами перед казнью поменяем.

Взамен тебя, его казнят и погребут.

А ночью ты спокойно выйдешь из темницы,

Всех обманув: врагов, друзей, судьбу,

Чтобы воскресшим у пустого гроба появиться…

           *

Каким бы ни был умным человек,

Он суеверен и воскресшего, увидев мертвеца,

Начало даст безумнейшей молве,

И будет сам уверен до конца

В невиданной доселе святости пророка,

В небесном покровительстве учению его.

А если ты умрёшь, немного будет прока

От миссии твоей – не бойся ничего.

Тебя я до рождения ещё приметил,

Оберегал, как мог и помогал семье –

Нет  для меня среди сынов Израиля секретов

И невозможного не много – можешь верить мне.

           *

Без страха отправляйся в путь и проповедуй

Ученье новое о милосердии святом,

А я слушок пущу. Он за тобою следом

Людской молвою будет разнесен

По городам и весям, даже за пределы

Земель Израильских,

и пошатнется Рима власть

От новой веры, и утратят смелость

Легионеры, гнева божьего страшась.

           *

Рим обессиленный падёт, но будет это всё не скоро,

Мне не увидеть этого, а ты, возможно, доживёшь

До тех времён, когда никто не станет спорить

С ученьем нашим, в нём усматривая ложь.

Тогда толпа начнёт крушить языческие храмы,

И низвергать богов, науки… а жрецов

Изгонит, обращая в груды хлама

Основу духа римлян – веру их отцов…

И храмы новые поднимутся над Римом,

Чтоб сеять в душах суеверный страх,

И станут смелые и гордые гонимы,

И Рима власть рассыплется как прах».

           *

Всё было так, а может быть иначе.

С тех пор прошли века, где истина – где ложь,

Сегодня разобраться нелегко, но разве это значит,

Что истину искать не надо? – Поищи и ты её найдёшь.

Хотя… в делах таких бывают и досадные промашки:

Со многими случалось и не раз

Удобной лжи никчемную стекляшку

Поспешно принимать за истины алмаз.

Категория: Философская лирика | Добавил: ssnejk
Просмотров: 369 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

Добро пожаловать, Гость!


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Пульс форума

Общество анонимных стихоголиков :)Перейти к последнему сообщению
Форум: Кофейня писателя
Автор темы: Maria_Sulimenko
Автор сообщения: Ворон
Количество ответов: 71
Ваш самый длительный творческий кризисПерейти к последнему сообщению
Форум: Кофейня писателя
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: TANAISA
Количество ответов: 19
Паспортный столПерейти к последнему сообщению
Форум: Административные вопросы
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: antonrudkovskiy2015
Количество ответов: 98
Разбор и правка стихотворенийПерейти к последнему сообщению
Форум: Критика
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: kir53752007
Количество ответов: 156
Детские страшилкиПерейти к последнему сообщению
Форум: Стихофлуд
Автор темы: nhuafu
Автор сообщения: Alexandr
Количество ответов: 185

Топ форумчан


























Переводчик

с на

Гороскоп

Loading...

Цитаты великих

Мы в контакте

Статистика

Доступно только для пользователей
На связи: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Недавно сайт посетили:


Легенда: Админы, Модеры, VIP-пользователи, Авторы, Проверенные, Читатели
Sunward(51)

Старая форма входа

Рейтинг SIMPLETOP.NET Business Key Top Sites Проверка сайта