Приветствуем! |
---|
|
Блог |
---|
Достоевский ни в чём не виноват!Категория: Критические статьиПредставителям европейских государств, где пытаются запретить изучение творчества Достоевского и других российских и советских писателей, не надо забывать, надо знать, что российская и советская литература являются частью мировой литературы, частью мировой культуры. Добавил: Васил Про двух россиянКатегория: Познавательно-развлекательноеВ этой работе я расскажу в краткой форме про двух россиян, которых знаю лично. За достоверность информации, как говорят, гарантирую. Первого россиянина я назову Игорем, а второго героя моей статьи я назову Вероникой. Добавил: Васил
|
Соцопрос |
---|
Какую музыку Вы предпочитаете слушать?
1. Рок (Rock-n-Roll, Metal, Folk, Gothic,русский рок и т.д.)6. Minimal, house, electro
Всего ответов: 105
|
|
Поэзия
"В тени креста" поэма размышлений часть вторая.
[
]
| 17.08.2013, 20:50 |
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
«ДЕЯНИЯ»
ГЛАВА ПЕРВАЯ
« ИОРДАНСКИЙ ПРОРОК»
Проходят дни, и солнце всходит и заходит…
Заносит ветер на песке сандалий след,
А проповеди Иисуса потихоньку входят в моду,
Хотя, порой, напоминают пьяный бред.
*
Признаем: новизна всегда людей манила,
И в древние века, и даже в наши дни…
В любой идее новой есть чарующая сила,
Но подчиняться ей бездумно… Велес* нас храни –
Уже научены на собственном примере,
Когда за новомодной следуя идеей,
Своих вождей превозносили мы сверх всякой меры
И приводили к власти кровожаднейших злодеев.
Чего греха таить? – Такое было, было… было
Не раз… не два – история длинна;
Мы кровь невинную, порой, как воду лили,
Позволив прорасти раздора семенам…
*
А впрочем, хватит мрачных отступлений –
Пора вернуться к повести моей:
К пророку Иоанну, что, не зная сожалений,
«Не покладая рук», подряд немало дней
Прохожим обещает и блаженство, и свободу,
Пугает описаньем страшного суда,
И дабы смыть грехи, всех без разбору тащит в воду
На переправе через речку Иордан.
*
Как и положено пророку: грубая одежда,
Смиренный вид, подтянутый живот.
А весь его товар: молитва и надежда
На милосердие людское – этим и живёт.
Поток народа к переправе не скудеет:
Купец на ярмарку спешит, крестьянин – на базар…
Наш Иоанн любого охмурить сумеет
На это опыт есть и прирождённый дар.
Прослушав проповедь, прохожий в воду лезет
И получает отпущение грехов.
Легионер, обвешанный воинственным железом,
И тот перед пророком каяться готов.
Духовный труд не остается без награды:
Тут хлеба каравай, там фиников мешок…
Доволен грешник, и ученики пророка рады.
Чревоугодие – не грех, а шуточный грешок
Которым всяк, случается, страдает:
От скуки, в праздник, или просто так…
Чего греха таить? – порою и святой переедает
Как на поминках многим памятный дурак…
Но грех не грех, когда ты служишь высшей цели,
А неизбежность. …Ведь для корабля
Гарантии не может быть от рифов и от мелей,
Когда манит его далёкая земля…
Так мы, желанием томимые, стремимся
К заветной цели, позабыв усталость,
И ни греха, ни бога не боимся…
Достигнем, но и этого нам мало.
И до седых волос дожив, душой мы те же дети:
Коль к приключениям влечёт неведомая сила,
То нет для нас важнее ничего на этом свете –
Мы успокоимся лишь на краю могилы.
Грешили и грешат пророки и святые…
Ты не согласен? – обойди весь белый свет:
Все горы обыщи, все города и дебри, и пустыни,
И скажешь сам, что на земле безгрешных нет.
*
Что Иоанну грех? – ведь он пророк, предтеча –
Посланец бога, отпускающий грехи.
Что ни скажи он, это слово будет вечным,
От сокровенной мудрости, до полной чепухи.
Весь день в трудах: о жизни праведной вещает,
Собрав вокруг себя случайных ротозеев…
Любому милость бога обещает,
Кто от грехов водой очиститься успеет
К приходу сына божьего – мессии,
Которого, (как от Каифы передали),
Осталось ждать недолго – год от силы…
«Я не достоин развязать ремни его сандалий –
А очищаю лишь водой и словом» –
Всех уверяет Иоанн: «Я лишь слуга при Нём.
Моя задача – вас вести к Его престолу,
Для очищения божественным огнём»…
От слов подобных души трепетали:
Огонь не шутка – мало ли чего…
Но Иоанн казался твёрже стали
И холоднее снега на вершинах гор:
Куда там лезть к нему за разъясненьем? –
Священным трепетом как кандалами скован разум:
Одно желанье – преклонить колени
И каяться в грехах, притом во всех и сразу…
*
О люди, люди… до чего вы легковерны…
А между тем прошли все мыслимые сроки,
Отпущенные вам на очищение от скверны
Слепого поклонения мессиям и пророкам.
*
…Но, так или иначе, а к безумию толпа
Идёт дорогой проторённою веками,
В тупом стремлении бездумно поступать.
И даже если разогнать толпу пинками,
Она найдёт для поклоненья нового святого
Чтобы за ним торжественно идти по миру…
У нас в пророки кандидатов очень много –
Бери любого и твори «себе кумира».
*
Наш Иоанн, вкусив духовной власти
Над примитивной массою людской,
Иного для себя уже не мыслил счастья,
Чем царский скипетр ухватить своей рукой.
*
Какой пророк, толпою поднятый из грязи,
Примерив нимб святого и понюхав власть,
Удержится, не попытавшись, « в князи»
Пролезть, или корону царскую украсть?
Чего греха таить? – не боги мы… не боги –
Земные грешники, нам нет пути на небо –
Об тех, кто кланяется нам, мы вытираем ноги,
И наш пророк в том исключеньем не был.
*
Не стану утверждать, что Иоанн в цари стремился –
Такое невозможно, как бы ни везло,
Но день за днем, он всё упорнее трудился:
Учил народ добру, усердно обличая зло.
И преуспел в своём нелёгком деле.
Всем доставалось: виноватым и невинным –
В его присутствии и глаз поднять не смели
Простые пастухи, и фарисеи, и раввины…
Его не раз предупреждали: «Будь скромнее…»
Но, распалившись, иудейского царя
Он в проповедях обзывал прелюбодеем –
Не стану спорить – может быть не зря…
*
…Но мы-то знаем, что такие шутки плохо пахнут:
Царь это царь и только бог ему судья –
Чихни не вовремя и угодишь на плаху,
Начни царя критиковать, и жизнь твоя
В единый миг закончится бесславно…
Не важно: нищий ты, учёный, иль пророк –
Палач с усердием всё по местам расставит,
Преподнося почтения к властям нагляднейший урок…
*
…Но, что нам все предупрежденья и уроки? –
Лишь звук пустой, когда в себя мы верим…
И в этой вере нашей смелости истоки,
Самовлюблённости… и глупости безмерной…
ГЛАВА ВТОРАЯ
« ИИСУС »
Оставим же предтечу нашего на время –
К чему стремится, то пускай заслужит…
На Иисуса обратим свой взор – пророка бремя
Несёт и он, и проповедует не хуже,
Чем Иоанн, но… несколько иначе –
Без всяческого обливания водой:
Увидит страждущего – вместе с ним поплачет,
Утешит словом проповедник молодой…
Глядишь, и легче станет бедолаге:
Когда сочувствуют и горе – не беда.
За утешением к блаженному бродяге
Народ валил толпой и всюду поджидал,
Лишь для того, чтобы поплакаться «в жилетку».
(Одежду, как ни назови – бурнус или хитон) –
Любители поплакать на груди и по сей день весьма нередки –
Дай волю, так они второй потоп
Устроить смогут, слёз наплакав океаны.
С ума сведут того, кто уши не заткнёт
И не сбежит, чтобы не слышать воплей и стенаний,
В пещере тёмной скрывшись, или за стеной…
Не потому ли посреди Ершалаима,
Для плакальщиков всех, как и в былые времена,
И по сей день стоит несокрушимо
Высокая и толстая кирпичная стена.
Поистине разумное решенье:
Для тех, кто любит плакать, место отвести,
Избавив тем народ от искушенья,
Дурному следуя примеру, «сопли распустить»…
*
Не много пользы от уменья плакать:
Кто много плачет –больше будет бит....
А плачущий народ – он вовсе не народ, а слякоть,
Которую захочет всякий истребить,
Чтоб только не мешались под ногами,
Не раздражали слух и не мозолили глаза.
История не сохранила о таких народах память.
И были ли они? – кто может нам сказать…?
*
Но жизнь идёт, слагая дни в недели.
Наш Иисус от одиночества устал –
Была б компания – тогда другое дело:
И путь короче, и пустыня не пуста…
Но где найти попутчика, с которым
Не скучен путь, дорога не длинна,
Не жгут пески пустынь и не пугают горы –
Настолько тяга к приключениям сильна…?
В сопровождении толпы наш Иисус приходит
На берег озера, где рыбари изодранную сеть
Уныло, вновь и вновь закидывают в воду,
В надежде рыбки для ухи поддеть.
Весьма комично выглядит промокшая ватага.
Чтоб поразвлечься, посмеяться от души,
Наш отягчённый книжной мудростью бродяга,
С толпой к причалу рыбному спешит.
«Вот эти парни – то, что мне и надо» –
Подумал Иисус: «Чем не ученики
Бродячего пророка – что им все награды,
Богатства, почести? – их души широки
Как храма двери или крепости ворота.
Умом не блещут и силёнка есть в руках,
А главное, что нет ни толку, ни желания работать –
Так значит лучшего и не найти ученика»…
*
…Но вот уже корзины с рыбой на причале:
Улов ничтожный – только на уху.
Нет рыбы в озере, как это ни печально.
«Бросайте, братцы, эту чепуху» –
Промолвил Иисус, на рыбарей взирая:
«Пашите землю, разводите скот,
А если лень работать – есть стезя другая –
Со мной идите поучать народ».
*
И пред толпой, собравшейся у рыбного причала,
Стал проповедовать учение своё,
Чтобы ученикам потенциальным для начала
Продемонстрировать испытанный прием
Воздействия мудрёных слов на разум
Простых, необразованных крестьян.
Бесхитростный и как дубина безотказный:
Будь проповедник даже безобразно пьян,
Толпа любую проповедь проглотит,
Коль без запинки, внятным языком
Прочитана, не прерываясь пьяной рвотой.
Любой оратор с этим правилом знаком.
*
Окончил проповедь пророк, и подношенья
Несет к причалу одухотворенная толпа.
Дивятся рыбаки, предела нет их изумленью:
«Трудов – час болтовни, и жатва не скупа –
Знай только собирай, и ни пахать, ни сеять,
Ни сеть тянуть, и ни веслом грести
Нет надобности, если складно врать умеешь,
Перед любителями «сопли распустить»…
*
Народ расходится, а Иисус уже приметил
Среди оставшихся пять молодцов из рыбаков
Готовых вместе с ним идти по свету
И, если надо, чудеса творить своей рукой.
Речь перед ними держит, отведя в сторонку:
«Довольно рыб ловить – на новые дела
Вас призываю я – со мною потихоньку,
Во славу бога, «души человеков уловлять».
Уча терпению, покорности, смиренью
И милосердию, чрез благостную речь,
К любви взывая, мы народам в жизни бренной,
Под видом мира, принесём кровавый меч.
С единой целью – дать родной земле свободу.
Мы Рим покорностью разрушим изнутри,
И если служба наша будет господу угодна,
«Крутую кашу» сможем заварить…»
*
Покуда распинался Иисус перед учениками,
Толпа огромная вновь у причала собралась.
А кое-кто в толпе нарочно приготовил камень,
Чтоб, если повезёт, повеселиться всласть,
В пророка запустив с размаху каменюкой…
Потехи ради –не по злобности души:
Коль проповедь глупа и навевает скуку,
То и святой не сдержится – невольно согрешит…
*
Пророк сообразил, что дело скверно пахнет,
И с экипажем из пяти учеников,
Так, что толпа и не успела даже ахнуть,
В ладье отплыл довольно далеко –
Саженей на полста, и проповедовал оттуда…
Что он внушал толпе, какую ахинею? –
История молчит, но им пришлось бы худо –
Толпа не любит шуток и прощать их не умеет…
*
Всё получилось так, что не спроста
К причалу возвращаться не хотели
Ученики, где разозлённая толпа и нищета
Их поджидали, и в ночи почти летела
По глади озера рыбацкая ладья.
…В путь устремилась проповедников ватага –
Навстречу новой жизни: что им дом… семья? –
Дороги их зовут – теперь они бродяги…
*
Размеренно уключины скрипят,
Ленивая волна ладью слегка качает,
На берегу беснуется толпа,
А Иисус свою ватагу поучает:
«Нам будет не всегда сопутствовать успех –
У проповедников бывают неудачи и провалы…
Нельзя надеяться, что речь твоя устроит всех –
Случалось, и меня из синагоги прогоняли…
Но прогневить толпу, как получилось в этот раз,
Ещё в моих скитаньях не случалось…
Скажу вам честно: доберись они до нас –
Нам всем досталось бы, замечу… и немало.
*
Риск есть во всём: рыбак рискует утонуть,
Царь – трон свой потерять, лишиться власти.
Не стану говорить о воине идущем на войну –
Там жизнь дешевле сухаря – везде свои напасти…
И пусть слова мои не растворятся в пустоте –
Для вас я открываю бытия секреты:
«Когда захочешь заблудиться в темноте,
Иди за тем, кто громче призывает к свету»
Любое дело, как его ни поверни,
Опасности в себе таит, в известной мере.
Опасности исходят даже от родни –
Тот чаще о добре твердит, кто порождает скверну.
Так было, есть и будет – мир таков:
Кто проклинает меч, не лжёт и не злословит,
Ограблен будет и не избежит оков,
А заблуждения своей оплатит кровью.
Любой, кто бросит ради мирной жизни меч,
Добычей станет для того, кто меч поднимет.
Возможно ль без насилия, себя от рабства уберечь
Речами, пусть и праведными но, увы, пустыми…?
А потому – не стоит выпускать меча из рук,
Как и бездумно поднимать его не стоит.
Пускай рукам куда привычней плуг,
Но при мече и пашется спокойней».
*
Под скрип уключин и под плеск воды
До самого утра речам учителя внимали
Апостолы, так их назвал, подвигнув на труды,
В речах поднаторевший Иисус, и до того устали,
От долгой гребли и от всех речей мудрёных,
Что рады были вёсла бросить и заснуть
Посреди озера: пусть хоть весь мир утонет
В воде или в песке пустынь – не в этом суть…
*
К полудню, бросив лодку у причала,
От «бдения» на вёслах отдохнув,
Апостолы и мыслей более не допускали,
О том, чтоб жизнь свою обратно повернуть.
Азарт, стремленье к новизне и ширь земная
Манили их, привычное исчезло без возврата
Коль направленье жизни круто поменяешь,
О прошлом не жалей – за новое всегда привычным платят.
…И по котомкам разложив харчей остатки,
Наполнив фляги и ремни сандалий подтянув,
Ватага в путь пустилась без оглядки.
Так только ополчение уходит на войну:
Хмельны, азартны, веселы и бесшабашны,
Мол, что нам враг – побьём… и на победный бал.
Утоплен страх в вине – ничто уже не страшно…
Пусть даже сроду ни один в руках оружья не держал,
Но мыслит всяк себя воякою отменным –
Героем этаким, проведшим жизнь в бою,
А как начнется бой, так сразу на колени…
От вида крови, что есть сил, блюют…
*
Так и апостолы себя уже считали
Пророками, чьи речи – божий глас,
Но мнить себя пророком слишком мало
Чтобы внимание толпы привлечь, хотя б на час,
И в нужном направлении заставить шевелиться.
Потребны знания для этого и опыт поколений,
А значит: нужно многому «…учиться и учиться»,
Как много позже завещал Ульянов (Ленин).
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
« КРЕЩЕНИЕ И ГОЛОВА НА БЛЮДЕ»
И снова пыль дорог ложится на одежду.
Герой наш в странствиях уже не одинок:
Есть с кем поговорить в пути, и теплится надежда
В душе на то, что золотом набитый кошелёк
Труд тяжкий увенчает, оттянув изрядно пояс.
Хитрец Каифа заполучит, что хотел,
А Иисус, закончив труд, и ни о чём не беспокоясь,
Свободно сможет отдохнуть от странствий и от дел.
*
Мечты, мечты, как вы приятны и красивы,
Покуда к вам не прикоснулась жизни проза,
Но чтобы воплотить вас требуются силы
И ясный ум, а не молитвы и, конечно же, не слёзы.
Иначе вы так и останетесь мечтами –
Воздушным замком, замыслом бесплодным,
Как для замёрзших нарисованное пламя,
Как запах недоступной пищи для голодных.
*
Покуда Иисус бродил по Иудее,
Всё было просто: пищу и ночлег
Он получал легко, но только на себя надеясь,
Придётся жить ему и поучать в чужой земле.
Там, где о нём ещё не слышали ни слова,
Где всё чужое: быт, обычаи, язык…
Бесплатно не найти там ни еды, ни крова,
А Иисус, по Иудее странствуя, привык
К тому, чтобы его все узнавали и встречали
Как полубога или близкую родню,
Несли к нему свои тревоги и печали,
И проповедь выслушивали десять раз на дню…
*
…А на какой «кривой козе» подъехать к иноверцам,
Чтоб слушать проповедь явились на базар,
И открывали в душах потайные дверцы? –
Рецепт один: чтоб кто-то им об Иисусе рассказал…
Притом такое, что разбудит любопытство,
Желание взглянуть и самому, хотя б одним глазком,
На сына божьего и простотою удивиться:
Пророк, сын божий, а пришёл, ведь это надо же – пешком…
Без пышной свиты, без охраны, не на колеснице,
Его не на носилках носят – ходит сам…
Не грех послушать, да не грех и поклониться…
Всё это рассказав, я «не придумал колеса»
И не открыл Америк – этот старый способ
Давно используют миссионеры христианства,
Для приобщения, сперва славян, а позже – эскимосов
К смиренью христианскому, покорности… и пьянству.
*
Каифа это всё давно предугадал,
И даже больше – чудо подготовил,
Такое, чтоб никто и никогда
На счет происхождения мессии не злословил.
Для этого на иорданской переправе
И проповедовал известный нам пророк.
А потому мессия был уже молвой прославлен
Заочно, как мифический герой.
С той только разницей, что все герои мифов
Живут лишь в памяти людей на выдумку скупой,
А Иисус – мессия, и по замыслу Каифы,
Хотя бы раз явиться должен «во плоти"перед толпой.
Известно – мертвецы не проповедуют, не учат,
И верить в то, что дух святой кого-то вразумит,
Конечно можно, но… на всякий случай,
Пророка нужно показать толпе ещё живым…
*
И даже дома сидя, а тем более – в дороге,
Пророк однажды, всё равно, умрёт,
А кто его дела продолжить сможет? –
Нам не дано предугадать того, что будет… наперёд.
*
А Иисус, с ватагой пробираясь к Иордану,
Попутно наставлял своих учеников
На тот предмет, что если неустанно
Закону следовать – не очень далеко
В своём развитии уйдёшь от троглодита.
А потому не грех украсть и обмануть,
Ведь даже Моисей народ свой поучал открыто
Долгов наделать, отправляясь в дальний путь.
«Усвойте всё, чему пророк учил в пустыне,
И всех пророков наших мудрые заветы,
Учить другому будем мы, но их ученье чтимо
Должно быть нами под большим от всех секретом».
*
(Однако мне пора продолжить эту повесть,
Не стоит превращать её в атеистический трактат –
Вдруг содержание уколет чью-то совесть,
И всё написанное мною, как крамолу, запретят…)
*
…Заметим: рано или поздно, всякая дорога,
В конце концов, приводит к переправе
Через пролив или реку, и мы, не дрогнув,
Поток форсируем отнюдь не ради славы.
Не мы свои пути – пути нас выбирают,
А нам по ним приходится идти,
И очень часто мы заранее не знаем:
Какие беды поджидают нас в конце пути…
*
Совсем не для того, чтобы в реке поплавать
Пришёл с апостолами Иисус на Иордан,
К той самой оживлённой переправе,
Где проповедует и крестит Иоанн.
Явилась на крещение весёлая ватага.
Вот облачился Иисус в новёхонький хитон,
И приложившись пару раз к заветной фляге,
В речушку мутную с разгона прыгнул он…
(Как говорят у нас: «При всём честном народе» -
Ни мало не заботясь о престиже,
Поскольку сей обряд, с недавних пор, был даже моден,
Как ныне браки однополые в каком ни будь Париже.)
…А Иоанн уже спешит к нему с бадьёю,
Чтоб с головой водой речною окатить –
Таков обряд: вода грехи все смоет
И от греховных мыслей душу отвратит…
*
Лишь только был свершён обряд, как белый голубь
Спустился Иисусу на плечо, и трубный глас
Раздался над рекою и над полем:
«Се сын мой, он любви научит вас».
Тут все, естественно, упали на колени,
Не удержался даже Иоанн.
И к Иисусу поползли просить благословенья –
Узрели чудо, в головах сплошной туман,
А в сердце радость лицезрения мессии,
И «божий глас» ещё звенит в ушах…
Ну до того всё складно получилось и красиво,
Аж слезы радости в глазах и светится душа…
*
Не долго задержался Иисус на переправе –
Чужие страны впереди, иной народ.
С попутным караваном, при учениках и славе,
К свершеньям новым долг его зовёт…
*
Пускай идёт мессия. Мы вернёмся к Иоанну –
На переправу. Как там поживает Иоанн? –
Его ученики уже расставили стаканы,
Достали хлеб и финики… вина изрядный жбан…
…А, правда, как такое дело не отметить
Пирушкой доброй? – просто вандализм,
Не часто чудеса случаются на свете,
Да и постами утомлённый организм
Желает праздника – пустой живот тому свидетель
Давно уже урчит, ведь с самого утра
Они трудились, втайне веселясь как дети,
Явили чудо людям… а теперь пришла пора,
Отринув прочь все мысли и заботы,
Откушать и испить того, что бог послал.
(…Да не оставят нас и впредь его щедроты).
Закончен трудный день, закончились дела…
Но более, из всех случившихся тогда на переправе,
Был Иоанн доволен этим чудом:
Ведь миссия его закончена, теперь уже по праву
Он отдыхать и наслаждаться жизнью будет…
*
Но слишком рано успокоился предтеча –
Не зря ему твердили: «Будь скромней»…
Цари не забывают о крамольниках, чьи речи
Для власти хуже чернью брошенных камней.
…Явилась утром стража: «Кто из вас Ивашка? –
Пророк который, проще говоря? –
Ах, это ты…? – тогда, дружок, пожалуй в каталажку –
В тюрьме поклевещи на нашего царя…»
*
В узилище наш Иоанн промаялся недолго.
Пророк – крамольных средоточие идей,
Держать его в тюрьме, нет никакого толку –
Крамола из тюрьмы доходит даже лучше до людей.
Да и царю гноить в тюрьме пророка,
Не осудив, отчасти не к лицу –
Авторитет страдает, и тюремщикам морока…
Вот если бы башку оттяпать подлецу…
*
Могила, как ни поверни, надежнее темницы –
Ещё не выдумали на земле такой тюрьмы,
Чтобы пророка голос из неё не смог пробиться:
По тюрьмам сиживали многие великие умы,
А слово, сказанное ими, выходило на свободу,
И чернь безграмотную заставляло бунтовать.
И из тюрьмы крамольник затуманит мозг народу,
Коль скоро с плеч его ещё не снята голова…
…А вот отрубленная голова идей не порождает –
В могилах даже мудрецы спокойненько лежат.
Глупец и лжец кто громогласно утверждает,
Что могут мертвецы к отмщению воззвать.
Когда бы было так, то над любой могилой,
Стоял бы жуткий крик, хоть уши затыкай,
И убиенных бы тогда не хоронили,
У них не вырвав перед этим языка…
А кто не глуп, тот для себя и аксиому вывел:
«Все мертвецы молчат, и мир не «на ножах»
Лишь потому, что к мести призывают нас живые,
Тогда как мёртвецы в безмолвии лежат».
*
Но как к такому делу подступиться? –
Чем оправдать решение суда? –
Казнить легко, а если вдруг случится,
Что зря казнил пророка? – Что тогда?...
Что если вдруг крамольник тот казнённый
Стократ опасней будет, нежели живой,
Пусть даже казнь свершится по закону?…
Но что закон в сравнении с молвой?…
*
Как ни крути – кругом печальный опыт…
Царь впал в уныние: куда ни кинь – тупик.
Пророк вещает из темницы и в народе ропот,
И каждый заклеймить царя позором норовит.
Со всех сторон клюют, а выхода не видно:
Каифа волком смотрит – старый прохиндей,
Пока молчит, а может, затаив обиду,
Подбить на неповиновение людей…
*
…Но ведь и отлагательства не терпит это дело,
А как его решить, не вляпавшись в конфуз? –
Когда бессильна и отчаянная смелость,
«…Ищите женщину…» - советовал француз…
*
На праздничном пиру весёлая плясунья
Так приглянулась захмелевшему царю,
Что он, по простоте, иль в приступе безумья,
Сказал: «Проси что хочешь – сразу подарю»…
И кровожадно глазками блеснув, нахальная девица
Спросила у царя: «…Что попрошу я, то и будет? –
Тогда, мой государь, я думаю: худого не случится,
Коль мне подаришь… Иоанна голову на блюде»…
*
Так за царя проблему сложную решили.
Не важно: для чего, и кто решил…
При власти сложно быть непогрешимым,
Да и без власти, все мы в свой черёд грешим.
И за грехи свои, мы головы чужие,
Порою, безрассудно отдаём.
Мы все свои невзгоды чем-то заслужили,
И в жизни достаётся «каждому своё».
И если чья-то голова с плеч скатится на плахе,
А чья-то шея станет тоньше и длинней…
Не стоит поддаваться глупым страхам –
Страх не продлит на этом свете наших дней…
*
Так Иоанна голова рассталась с бренным телом –
Интриг дворцовых жертвой пал пророк.
Он поплатился головой за собственную смелость
И тем явил грядущим поколениям урок:
«Коль хочешь долго жить – не выставляйся,
Власть не суди – пускай себе грешит,
На публике бездумно не кривляйся,
И выступать с речами не спеши…
Короче говоря: прикинься серой мышкой,
Червём ничтожным, пыльною травой.
А если выделиться вздумаешь или забраться выше –
Рискуешь поплатиться головой…»
Но следует заметить – это дело вкуса:
Кому-то может быть и нравится, склонившись, нюхать пыль,
И годы долгие лелеять собственную трусость,
Чтоб, умирая осознать, что он не жил,
Ничем не оправдал свое существованье:
Ел, пил и кланялся, плодя себе подобных,
И «небеса коптил» рабом без имени и званья,
Но есть и те, кто больше жизни дорожит свободой…
*
…О если бы все смелость прославляющие гимны,
Что ежедневно слышать нам случается окрест,
Переписав, собрать и уложить горой смогли мы –
Гора та превзошла бы высотою Эверест
… И потому… не жди, читатель, новых славословий
Ни гордости, ни смелости, ни праведной борьбе –
Живи, как позволяют честь твоя и совесть –
Не вправе я указывать тебе.
Молись хоть в синагоге, хоть в мечети, хоть в костёле,
Когда молитвой жаждет успокоиться душа,
Иль атеистом будь…ты лишь в одном не волен:
Навязывать свои понятия и за других людей решать…
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
«ИЗ ПРОРОКОВ В АРЕСТАНТЫ»
А Иисус с учениками по земле скитался:
То Сирия, то Палестина, то Ливан…
Возможно, даже далее Багдада забирался,
Вцепившись словно клещ, в попутный караван.
*
Легко цеплялась эта шайка прохиндеев
К обозу или каравану – ну не гнать же их взашей,
И даже, захотев прогнать, не вдруг-то и сумеешь –
Терпи, корми, хоть и паскудно на душе,
И стоит дорого прокорм такой оравы.
(Покушать и испить мы все не дураки,
А особливо, кто себя считает вправе
Нас поучать, желаньям нашим вопреки.)
*
На первый взгляд – решал лишь глупый случай:
Куда свои стопы направит наш герой.
Но если присмотреться чуть получше –
Не всё так просто, как нам кажется порой…
Явить народу чудо: только силой слова
Излечивать увечных, мёртвых воскрешать
Весьма непросто – чтобы чудо подготовить,
За дело браться следует серьезно, не спеша.
*
За Иисуса подготовкой всех чудесных исцелений,
Через своих людей Каифа занимался.
Отнюдь не потому, что Иисус, поддавшись лени,
Мог что-то упустить – Каифа опасался
Лишь одного, что жизни Иисусовой не хватит
На проповеди из-за всяких мелочей.
Разумней золота поболее истратить:
Пускай другие лишний раз не спят ночей,
Готовя для пророка чудеса по городам и весям.
И если вдруг обман откроется случайно, принародно,
То не мессию захотят побить камнями, иль повесить…
И пусть казнят – знать богу так угодно…
Так ли… иначе… а развлечься следует народу,
И чем не повод – пойманный с поличным шарлатан? –
Повесят ли его, иль, выпоров, отпустят на свободу,
Не в этом суть, и логика проста:
Придет пророк и пожалеет бедолагу,
И укротит толпу смиренным словом.
Конфликт для проповеди не во вред – во благо,
Коль для другого чуда всё давно готово.
*
В те времена, доподлинно известно,
За «легким хлебом», что дается без труда,
Бродили многие, в ком совести и чести,
Как ни старайтесь – не найдёте и следа…
А среди них всегда есть ложные калеки,
Которых подкупить достаточно легко.
Перед толпою лжеслепой откроет веки,
А лжехромой расстанется с клюкой
И пустится плясать под песню лженемого,
Того, что слух и речи дар обрёл великим чудом…
А нужно для таких чудес совсем немного:
Горсть серебра перед «калекой» высыпать на блюдо…
*
Знал Иисус: куда идти и чудо где, какое
Свершить ему придётся пред толпой.
А потому он был всегда спокоен,
На этот счёт: хромой или слепой,
Иль бесноватый ложный есть всегда в запасе,
И напрягаться, думая о чуде, не резон:
Придет пророк, и сразу стихнут страсти,
И взоры затуманятся умильною слезой.
*
«Но чтобы святости твоей поверили простолюдины,
Не требуй платы за лечение, предложат – не бери,
Кричи: «Так бог велит, для бога все едины,
Но более любезны нищие – они чисты внутри,
Особенно когда недугом скорбно тело»
– Так Иисус своих апостолов учил…
… («Чудесно» исцелить – совсем простое дело,
Конечно, если ты здорового лечил).
*
Но рано или поздно, как вещают сказки,
А все пути-дороги нас «приводят в Рим».
Так Иисус, толпой прославлен и обласкан,
Надумал положить конец скитаниям своим…
Сказать по правде – он устал скитаться –
Давно пора от странствий отдохнуть
И в тишине библиотеки отчитаться
Перед историей за весь свой долгий путь.
*
К тому добавим: Иисусу в «вечный город»
Попасть хотелось меньше, чем на эшафот –
Закон там строг – с ним бесполезно спорить,
И в чудеса не верит тамошний народ.
Да и на выходцев из Иудеи смотрит косо:
Не по нутру ему менялы и ростовщики –
За счастье почитай, когда в тюрьму не бросят…
«Нет, в Рим тащиться как-то не с руки…
И ежели придётся угодить в темницу,
То лучше в иудейскую пусть приведёт судьба,
Здесь хоть Каифа сможет заступиться,
А в Риме участи галерного раба…
Не избежать, как ты там ни старайся,
Коль доведется за решетку угодить.
Ну а в тюрьме… хоть кайся, хоть ругайся –
Познаешь рабства горькие плоды.»
Так, размышляя о тюремных перспективах,
Вел Иисус учеников своих в Ершалаим.
Он должен был попасть в тюрьму эффектно и красиво,
Так, чтобы каждый захотел последовать за ним…
*
(ТЮРЬМА… как много в этом скорбном доме
Великих тайн скрывается от нас:
Её решётки, стены, двери многих помнят,
Из тех, кто угодил сюда в недобрый час.
…Тюрьма, сума… – от них не зарекайся –
Кто знает наперёд: куда свернёт судьба…?
– Возможно завтра, изловив как зайца,
Запрут в узилище меня или тебя.
И небеса в орнаменте решётки
Покажутся с овчинку шириной…
В тюрьму, мой друг читатель, путь короткий,
Широкий и до безобразия прямой
Для всех поверивших в романтику острога.
Но путь ведущий из тюрьмы извилист и непрост…
Конечно, есть прямая и короткая дорога,
Но не на волю приведёт она, а на погост.
И если нам куда спешить не стоит,
Так это за решётку, и недаром говорят:
«Всегда, везде на совесть тюрьмы строят,
А потому тюрьма крепка… да только кто ей рад…?»)
*
…Как ни крути, а без тюремных приключений
Пророки не уходят на покой.
И будь пророк, какой угодно гений,
Он не придумает уловки, никакой,
Чтобы уйти от дел, сей «скорби храм» минуя.
Тщета и суета – пытаться обойти
Закон природы – трата сил впустую –
Иного у пророка и не может быть пути.
*
В тюрьму… но вот в чём парадокс житейский:
Так просто, ни за что, без повода в тюрьму
Не попадёшь, не совершив злодейства,
Пусть даже малого – не пустят, не возьмут…
Конечно, можно попросту нахулиганить,
Но тяжек мелких правонарушителей удел:
Кнутами обдерут, не спрашивая званья,
Так, что не сможешь долго после этого сидеть,
И выгонят из города как шелудивую собаку –
Одним потеха, назидание другим…
А над развенчанным пророком рад смеяться всякий,
От царедворца, до последнего слуги…
*
…И вот вооружившись пальмовою веткой,
На смирном ослике, в сопровождении учеников,
Наш Иисус въезжает на рассвете
В Ершалаим. Ворота широко
Открыты, скоро Пасха – светлый праздник.
На храмовых ступенях торжище шумит…
Но что задумал наш святой проказник? –
Как в этот раз толпу он вразумит…?
Какое чудо сотворит перед народом,
Что скажет в проповеди, обличит ли он кого…?
На площади зеваки колобродят,
Растет толпа… Народ уже бегом
По улочкам кривым спешит пробиться к храму,
Боясь к началу действа опоздать –
Триумфа пришлого Пророка не увидеть или срама…
Течёт по улицам толпа как мутная вода.
*
…В сопровождении апостолов на площадь
Ступает Иисус и, поднимаясь по ступеням,
Вещает так, чтоб сразу огорошить
Присутствующих небывалым откровеньем:
«Кто вы? – я спрашиваю – разве вы народ? –
Телец златой – ваш бог, и дьявол – ваш отец,
А храм ваш – торжище…Сребролюбивый сброд,
Я к вам пришел, чтоб положить конец
Бесчинствам вашим, изначально нечистивым.
Алтарь ваш разобью, храм алчности разрушу,
И за три дня храм чистый и красивый
Воздвигну в ваших просветлённых душах…
Нет бога в храме каменном – для бога храм – душа,
А этот храм из камня – место для молитвы,
Где сможет человек в тиши молиться не спеша,
Когда душа вдруг стала полем битвы
Меж пагубой душевной и добром.
Менял и торгашей от храма прочь гоните,
В прах под ногами сыпьте серебро,
И алчность изгоняйте из души усердною молитвой».
*
…И распалившись, Иисус крушил столы менял
Так вдохновенно, что толпа упала на колени –
Подобного погрома град Ершалаим ещё не знал –
Звенели золото и серебро по каменным ступеням…
*
Так Иисус, коль летописец нам не врёт,
Стал проповедовать в Ершалаиме.
За ним всегда тащился толпами народ,
А нищие всемерно прославляли имя
Пророка нового, чьи проповеди и деянья
Для падших, как целебный на душу бальзам –
Желаннее любого подаянья,
Но вот менялы попадаться на глаза
Пророку новому теперь уже боялись –
Погром у храма был на памяти у всех –
Когда они свои убытки подсчитали,
Надолго в их домах умолк весёлый смех.
*
И так в столице Иисус бесчинствовал неделю:
То подбивал толпу на бунт, то снова усмирял,
И жителям Ершалаима это всё изрядно надоело,
А вскоре слух о нём дошёл и до царя…
*
Над чем народ не властен – царская забота:
Спокойствие страны беречь положено царям.
Пусть даже дрязги разбирать и недосуг, и неохота,
Но если кто-то захотел разрушить храм…
Или единство веры вдруг поколебать надумал,
Того упрятать лучше сразу же в острог,
Без лишних разбирательств и без шума,
Подальше от греха, чтоб бунтовать не мог.
И лишь потом, всё досконально разобрав и взвесив,
Примерно наказать смутьяна, если виноват.
Бывают случаи, когда хмельной повеса
Изрядно начудит – дурная голова,
А утром вспомнить сам никак не может:
О чем кричал перед толпой и призывал к чему –
Не вешать же его на крест с похмельной рожей,
И не рубить, не разобравшись, голову ему…
*
Так шалости и шутки Иисуса, вскоре,
В тюрьму и привели его (как он того желал).
Чтобы святую пасху без волнений встретил город,
Смутьян был арестован – вот и все дела…
Пилат – тогдашний прокуратор Иудеи
Вполне разумно рассудил: «Не проливая крови
Имеют право праздник свой отметить и евреи.
(Как, впрочем, и любой другой народ, добавим к слову).
А как с пророком буйным быть? –
Царь и Каифа пусть решат, закон не забывая –
Пускай казнят, коль захотят казнить,
А прокуратор «руки умывает».
*
Пилат был воином и казней не любил,
Он много крови повидал в сраженьях разных,
В пылу сраженья сам любого бы убил,
Но в жизни ничего не знал гнусней публичной казни…
___________________________________
Подведена черта – пора закончить повесть.
Мой друг читатель, ты меня поймёшь –
Я оборвал её на полумысли и на полуслове,
Чтоб между строк не затесалась злая ложь.
А чем закончилась история пророка Иисуса? –
Об этом в библии читай у Марка или у Луки,
Там все описано подробно и весьма искусно,
Но верить не спеши – их рассуждения легки,
И не поручится никто за полную правдивость
Всего написанного ими, или же с их слов.
…А если переврано что, так это и не диво –
За столько лет случиться всякое могло:
Всяк человечек по себе работу ищет,
Когда не может предаваться жизни праздной:
Одни историю творят, другие – пишут,
А третьи – подчищать и переписывать горазды.
|
Категория: Философская лирика | Добавил: ssnejk
|
Просмотров: 287 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Вход |
---|
Добро пожаловать, Гость!
Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
|
Статистика |
---|
Недавно сайт посетили:
Легенда: Админы, Модеры, VIP-пользователи, Авторы, Проверенные, Читатели
|
|