Продолжение авто-интервью впервые было опубликовано 27 августа 2011 г. на крупнейшем творческом портале stihi.ru-
Еще одна ПОПЫТКА ПОНЯТЬ СЕБЯ... ПОПЫТКА НАУЧИТЬСЯ слышать свой день...
Я не предполагал ментально взбудоражить и механически раззадорить читательскую аудиторию десятков и десятков других поэтических порталов. Мучительно размышлял, сомневался, искал правду и совесть — прежде всего для себя...
Однако, абсолютно неожиданно мои мысли нашли отклик в сердцах многих людей. Низкий поклон и сердечные объятия всем неравнодушным к окружающей и поддерживающей наш мир — Поэзии... Любви и здоровья вам и вашим близким. М. Космика.
Часть 2. БЕЗ "Г-РЕЦИИ И БЕЗ Г-РЕЦСКОГО"...
- Привет. Я снова к тебе с вопросами…
- Да-да… Ты даже не представляешь, как я рад и соскучился! Вот прямо сейчас оставлю все дела и, как заведенный, буду с тобоюшки…
- Сволочь ты, в хорошем смысле слова… Знаешь - как встретить журналиста и чем подбодрить…
- Ага. Я тебя тоже по-доброму ненавижу… И с чем пожаловал?
- Твою поэзию читают тысячи людей…
- Сразу - стоп. ПОЭЗИЮ ЧИТАЮТ МИЛЛИОНЫ. Поэзия - воздух. Без нее никому не прожить. И этого воздуха нам ВСЕГДА И ВСЕМ БУДЕТ НЕ ХВАТАТЬ. И ИМ НЕЛЬЗЯ НАСЫТИТЬСЯ. Это я про настоящую поэзию.
Ну, и есть, конечно же, слава Богу те, кто читает то, что и мы с тобой накрапали... ))
- Ну я-то не пишу, я твоя половинка… Не более.
- И не менее. Извини, что перебил…
- Ну вот… Короче, меня опять подмывает спросить: почему ты не отвечаешь людям на их мнения, на их высказывания? У тебя что: вакуум? «Сказалка» заела?
- Ничего у меня, друг ситный, не заело… В том числе и мою «сказывалку»… Я тебе уже отвечал: не все нужно выражать словами. Более того, как учитель русского языка и литературы, как языковед, и наконец, как тот – кто работает со словом четыре десятка лет – я тебе вслед за поэтическим гением Тютчевав – еще раз повторю: МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ – ЕСТЬ ЛОЖЬ!! Никакие слова НЕ ДОТЯГИВАЮТСЯ ДО НАШИХ СЕРДЕЧНЫХ ВИБРАЦИЙ. Слова - лишь примерный грубый ориентир в пространстве... Не более...
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи.
Вот так Федоров Иванович поддержал меня в начале того своего далекого 1830 года…
- Хорошо. Лично я тебя слышу. Но давай я сделаю вид, что ничего не понял… И ты еще раз мне ответишь на вопрос: ОТ ТЕБЯ ЧТО УБУДЕТ, ЕЖЕЛИ ТЫ ПООБЩАЕШЬСЯ НАПРЯМУЮ С ЧИТАТЕЛЕМ? Передашь приветки-ответки… Отпишешься на рецки… а??
- Вот достача так достача! Слушай, а ты в кого такой привязчивый? Вроде бы у нас в роду журналюг не было…
- Ну, не трать понапрасну ленту в моем диктофоне… Говори поскорей!
- Мозги не парь, у тебя за версту по нашей деревеньке видно: диктофон-то цифровой!Ладно. Вот ты только представь в своей светлой, надеюсь, головушке - что в середине Таинства вдруг всё прерывается - и Актер напрямую вне смыслов и вне красок происходящего действа - обращается в зал: ребята, я тут в антракте впопыхах кошелек на барной стойке оставил,- никто случайно не находил?..
- Алё, а вот ты сейчас это к чему загнул?!
- Да всё к тому же... захнуллл... Не ты ли все время призываешь меня напрямую пообщаться с теми, кто в зале - т.е. Слушателями, с Читателями...
- Ага. Вот, значит, оно как!..
- Да уж точно именно так, а не эдак! Я всё-таки надеюсь... очень душой надеюсь, что в отличие от тебя - моя читающая половинка - есть настоящие читатели, которые понимают и, главное, ценят, что ПОЭЗИЯ - ЭТО ЭЗОПОВ ЯЗЫК. И ЕЙ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕХОДИТЬ НА БЫТОВУХУ И ОБЩАРАТЬСЯ... тьфу-ты... даже от волнения запнулся!.. ОБЩАТЬСЯ, КАК В КОРИДОРЕ, НАПРЯМУЮ! Дошло?... Вижу, пока что не очень... Ясен-пень. Будем лечиться дальше. Вот смотри:
Сцена - всегда поднята по сравнению с залом. Причем рампа и подмостки - точно проходят по уровню анахата-чакры, т.е. Сердца. Автор и его Поэзия выходят к людям, т.е. ко всем нам - но не растворяются в толпе. Они на сцене. ОНИ НА ДРУГОМ УРОВНЕ. И это Заявка.
И все мы знаем, что сейчас начнется не бытовуха, а взлет сердечный! И ЭТО НЕЛЬЗЯ ПРИНИЖАТЬ НИКАКОЙ ГОВОРИЛЬНЕЙ. НИКАКИХ КОММЕНТАРИЕВ ОТ АВТОРА БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. НИКАКИХ ОПРАВДАНИЙ И ОБЪЯСНЕНИЙ. ТОЛЬКО ОСМЫСЛЕННЫЙ СЕРДЕЧНЫМ ТРУДОМ ПОЛЕТ. И БОЛЕЕ - НИЧЕГО. Очень надеюсь, что дошло!
- Да пошел ты...
- Значит, дошло...
- А вот, кстати, некоторые твои читатели пишут: "Вы не могли бы публиковать ПО ОДНОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ ЗА РАЗ". То есть людям трудновато примерить на себя такой напор и такой объем эмоций сразу... - Это да. Здесь я с тобой согласен. Не в том смысле, что нужно публиковаться отдельными работами, а в том - что Канал Поэзии - штука мощная, вбирающая нас и меняющая нас полностью... Не все хотят "вбираться" и тем более "меняться".
Некоторым из нас проще оставаться в своей конуре и оттуда вещать мало или много автор написал. Хочется - сразу и максимально вежливо: ЕСЛИ ЭТО НАПИСАНО СЕРДЦЕМ И НАЗЫВАЕТСЯ ПОЭЗИЕЙ, ТЕБЕ КАКОГО РОЖНА ОТ АВТОРА НуДО И НаЖНО?
Автор никогда не будет захламлять НАШЕ-ОБЩЕЕ душевное пространство, поскольку он выдает "на-гора" свет и ничего более.
Я помню, как в 1978 (а как будто позавчера!!) я читал в одном из российских залов поэму Дмитрия Кедрина "ЗОДЧИЕ". Матерые катрены этого полотна, этой вечной золотой баллады - накрывали и 38 год, в котором она была написана, - и нас всех в том нашем 78-м... т.е. СОРОК ЛЕТ СПУСТЯ. И все вокруг было заворожено и заново отстроено ровной, немыслимой поэтической силой Дмитрия Борисовича Кедрина, его большим Авторством. Я читал его строки, светился ими, негодовал и рыдал ими внутри. И я не знал... И я не знал, что нашелся один в зале... один mудак на букву ch (мне об этом потом рассказали мои собратья по литухе), который так осторожно, по-тихому испортил воздух возле себя: "ну-что-там-кедрин... ясно, что не пушкин... да и длинновато вышло... тоже-мне-взялся-штурмовать-парнас..."
Вот так, друг мой. Всегда есть завистливая тля. Всегда есть тот, кто сам не столько пишет, сколько моет другим черепа и кости... Ну да ладно. Переживем. Даст Бог - на нашем с тобой пути встретится еще не один прекрасный сборник стихов.
Книга поэзии - это море. И Книга нас не спросит. Она прихлынет к сердцу и окружит его со всех сторон... И нужно будет учиться держать свой курс, учиться плавать...
Понимаю, сегодняшний читатель многократно слабее того, кто был в 70е и тем более 60е, когда зал Политеха взрывался поэзией Евтушенко, Окуджавы, Вознесенского... Мы более вялы, мы копьютеризированы...
Но МЫСЛИТЬ ЦЕЛЫМИ КНИЖНЫМИ ПОЛОТНАМИ, КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВИЛ АВТОР - нам, читателям, просто необходимо. Иначе душа не растет. И нам, авторам, также нужно публиковать свои полотна книг, а не отдельные лоскуты стихотворений...
Другое дело, когда за душой еще не сформировано своё море... свой Канал... Ну, это придет. В своё время.
Поэтому подстраиваться под читателя на порталах я не буду. Канал сам знает и сам рулит. А я его провожу в мир. Вот уже 40 лет в этой жизни...
Вернемся к теме "г-рецеских-рецок" и к тому, стоит ли мне становиться греком и отвечать на г-"рецеском" на "рецки", как вы их по-молодежному окрестили, - т.е. на рецензии... Вот дословно реплика одного из читателей в ответ на 1 часть «ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ САМОМУ СЕБЕ…» И он не постеснялся это написать, невзирая на скромный и точный подзаголовок этой статьи – « Попытка ПОНЯТЬ СЕБЯ. Попытка научиться слышать свой день».
«Меня расстроил ваш текст. Назидательный получился. Вы же не просто написали, что вы стесняетесь писать ответы, вы остальных лишили этого права, указав, что репликам не место рядом с высокой поэзией. Криво получилось. Может и в самом деле, коль "тихо сам с собою, я веду беседу", не стоит выносить это на всеобщее обозрение, даже если вы очень-очень стесняетесь. Хотелось бы ошибиться. Читатель».
- Ага. Ну, вот о чем я предупреждал тебя… Схлопотал-лл?!
- Не торопись злорадствовать за свою пишущую половинку. Всегда возможны разночтения даже одного и того же текста. Мы живем каждый в своей точке сердечных координат. Отсюда – сколько людей, столько и мнений. Я никому не затыкаю ни рот, ни затылок. Более того, полтора месяца назад в ответах тебе – я говорил: на здоровье, обменивайтесь мыслями и суждениями! Это нормальная школа роста и каждый автор должен ее пройти. Насколько ты помнишь, я прошел эту школу тридцать пять лет назад. Поклонился в душе пройденному – и зашагал дальше… Не понял?
- Ну… как-то расплывчато…
- Хорошо. Давай объясню пожестче.
МОЖЕТ БЫТЬ, НАМ ВСЕМ УЖЕ ХВАТИТ ЖИТЬ ТОЛЬКО В ЭТОМ ТРЕТЬЕМ ИЗМЕРЕНИИ? Может быть, уже пора задействовать не только слова, но и мысли? Ведь наши мысли – быстрее, объемнее и красочнее любых сло-ффф!
Впереди – Квантовый скачок. И это грандиознейшее дело. Хотя, конечно, многие сейчас покрутят указательным пальцем у виска, но от этого кручения Ничего Не Отменить. Есть Восходящие, есть Нисходящие. Каждый из нас уже выбрал. И счастливого пути.
И никто не прогадает – у каждого своя дорога. Но все мы скоро получим иную скорость осмысления мира, прибавим себе иные вибрации….
Люди, связанные с литературой – давно уже это делают. ДАВНО УЖЕ НА ЭТО СПОСОБНЫ…. Подожди, НЕ ПЕРЕБ-Ы-ВАЙ… КУТУЗОФФ... Так вот: излишняя чатовость – ЭТО СУРРОГАТ ОБЩЕНИЯ. Не нужно мусорить словами через поле Инета. Настройся на человека, и пошли душой ему Света. И всё. Это главное.
- Ну, знаешь… Не все это умеют… А если ты против "курилки" и чата - я за тебя крайне рад: тебе враз подкатят тележку пинков и вагон оплеух...
- Стоп. Не передергивай. Я ни в коем случае - не против кухонных разговоров в уважаемой Курилке. Хоть и сам не курю, но вырос на всем этом и уважаю мнения и чаяния других. ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ ВАЖНО. НО ЕЩЕ ВАЖНЕЕ - ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ БЕРЕЖНО. ЧТОБЫ В ТОМ, К КОМУ ТЫ ЭТО ВСЕ ГОВОРИШЬ - ПРИБАВИЛОСЬ ДУХА, чтобы с ним, с этим автором - продолжало и продолжало жить Творческое Наваждение... По большому счету мы умеем так говорить - со своей любимой женщиной, со своей мамой... Мы все это умеем. НЕ НУЖНО РАЗДЕЛЯТЬ ЛЮДЕЙ НА СЕМЬЮ И ЧУЖИХ. МЫ ВСЕ ОДНА СЕМЬЯ... И мы посылаем каждый раз свет или тьму в своих комментариях. Между их строчками – заложены главные эмоции. Просканируй сердцем – и тут же ощутишь…
Теперь о «рецках»…
Быть чутким поэтом И БЫТЬ ЧУТКИМ ЧИТАТЕЛЕМ – ОДИНАКОВО КРУПНАЯ МЕРА ТАЛАНТА.
И не все читатели д о т я г и в а ю т до этой меры. И это не страшно. Мы все на пути. Вспомни слова уникальнейшего мастера поэзии, основателя общества Рериха у нас в стране: Валентина Митрофановича Сидорова – из его стихов-медитаций, впервые опубликованных в «Огоньке» в 1981 г:
УЧАСЬ У ВСЕХ -
УЧИТЕЛЬ ВЫРАСТАЕТ…
Я ведь не потому прошу не комментировать поэзию, КОТОРАЯ ПРОШЛА ЧЕРЕЗ МЕНЯ, что чего-либо опасаюсь. Не опасаюсь ничего. Когда душа и перо – закончили работать, и строчки встали в сквозной воздух листа: поэзия пришла. Ей ничего не грозит. И ей не нужны комменты. И ей не нужны манульщики... а уж тем более - костоправы!..
Поэзии - по большому африканскому Там-Таму, что о ней написали или что ей "там-там" приписали… Конечно, стихотворение можно пытаться смять, обидеть неумным комментарием, но сам Канал это не заденет. Более того – неудачная "рецка" неминуемо отрикошетит в говорящего, показав его недостаточный уровень осмысления и неуглубое, слабое дно душевного опыта. Но и это не страшно.
По большому счету – НИЧЕГО НЕ СТРАШНО. СОБАКА ЛАЕТ, А КАРАВАН ИДЕТ…
Я НЕ нервничаю и НЕ обижаюсь на высказывания. Я благодарен за любое «прозванивание» строки… И мне не трудно сердцем метнуться – и моментально проверить - было ли что слабое, невыстраданное – или нет.
- А на конкретном примере?
- Да будет, будет тебе пример. И не один. Ты сначала пойми одну очень ТИХУЮ и ГЛОБАЛЬНУЮ ВЕЩЬ:
НЕЛЬЗЯ СЛЕТА ЗАЯВЛЯТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ В МИР АБСОЛЮТНО НЕЗНАКОМОГО ТЕБЕ ЧЕЛОВЕКА. НЕЛЬЗЯ. НЕЛЬЗЯ. НЕЛЬЗЯ, МАТЬ-ТВОЮ-СТО-РАЗ ОБНЯТЬ, ЭТО ДЕЛАТЬ!!!
Помолись. Настройся сердцем. Перепроверь себя самого семь раз. Поголодай. Помолчи. Помедитируй.
И если после этого – то, что ты хотел сказать другому останется в тех же словах - ИЛИ ВООБЩЕ ОСТАНЕТСЯ – вот тогда говори, на здоровье…
- Ну, ты загнул! Это ж какая работа! Никто на нее не подпишется из-за коммента…
- А ты как хотел? Пукнул - и пошел дальше? Писать другому письмо – АДСКИЙ ИЛИ РАЙСКИЙ, но все одно труд души. Без того никак.
- Да уж… С тобой – легко… - Я тебе в половинки не навязывался…
- Ладно, не будем препираться. Проехали. Ты мне обещал – примеры… Жду… - Эээ… нэ нужно ждать, таракой… Кушать подано!
Вот тебе поэзия и - вот тебе деталь коммента…
+
Я вернулся, родная… Слезает слеза по небритой щеке осторожно. Столько Бога у дочери в звонких глазах… И сердиться на жизнь невозможно.
Есть места – где нас красят в затравленный цвет. Где нас кормят стеклом, не возморщась. Но есть тысяча храмов на тысячу бед. И сердиться на жизнь невозможно…
Время свернуто в яркий ребристый рулон. За спиной снова плачут и злятся: пусть не ширится тут – неуемным крылом… пусть не узится тут – пришлым взглядом!…
Флаг вам в руки безумный. И низкий поклон. И на лацканы – алую саржу. Если душу нецелую целым полком затоптать вам сегодня прикажут.
Сто вселенных сменилось - но день наш краплен жесткой кровью - и криками перчен. Те же самые нелюди тычут копьем в Иисусову крестную печень.
Я вернулся, родная. С молвой не в родстве. Так прими, если рада пирату - шебутной, трижды ломаный внутренний свет. И меня с этим светом в придачу.
Ну, так в чьих же ногах я степная кирза? В чьих губах - я губная гармошка?
Столько Бога у дочери в майских глазах… И сердиться. На жизнь. Невозможно.
+
Далее - комментарий одной прелестницы, которая мне точно годится в дочки… Но заметь, я не поставил ее в угол. Я просто обнял ее душой.
«Стих хорош. Только лучше заменить "слезает слеза"… на "стекает слеза» .
И всё. И амба. Ничего не поделаешь!… Ну, не было у этого человечка в околоземном космосе еще той пронзительной, щемящей до кости встречи со своим НЕБРИТЫМ МУЖЧИНОЙ…. Ну, не было…. Поэтому эта девочка еще сердцем своим не видит - как короткая, мужская слеза тяжело путается по щеке… как этой слезе трудно ПЕРЕЛЕЗАТЬ – и жесткую щетину, и жесткую судьбу…
Тебе хватит, или еще?
- Продолжай. Не часто Космика комментирует… - Ухмыляешься, значит?
- Ну, где ж ты увидел на нашей общей с тобой физиономии ухмылку?))) Давай, жарь дальше… - Хоккей. Продолжаю. Снова строки и - снова за ними - коммент…
+
Как спицы готовят к вязанию, а стюардессу - к Лондону; готовлю крестец к наказанию, ладони готовлю к ладану.
А к тем, кто мне пальцы нахваливает гвоздями и плоскогубцами - пусть боль моя выйдет палевая; а к прочим мирянам - русая…
О, крестное право нежности! Повсюду спасать, не спасаясь… Звездою маячить в кромешности… Слезою светить сквозь парус…
О, белое право нежности! Быть внученькой, а не падчерицей. О старый подол Неизбежности - не пачкаться…
Нас встреча нашла в полете; свела - как две штанги троллейбуса… Так вены текут по локтю, взамен ничего не требуя…
О, плавное право нежности!… Быть встречной, попутной, беспутной… Давать нам без всякой погрешности друг в друга входить под утро…
Губами скрипеть и царапаться, соскальзывая в центробежности… на панцирном праве нежности… на пледе - с востока до запада…
Как спицы готовят к вязанию. Я окна готовлю к рассвету. А крайнюю плоть к обрезанию. А крайнюю мысль - к посеву.
+
Комментарий:
«Осторожнее в выборе слов. Вены не текут. Такая неточность мешает восприятию. Но, несмотря на несовершенность и рваность, – это все же поэзия. Спасибо…»
- Давай, я за тебя отвечу: пожал-ста! И что же тебе не понравилось в комментариях?!.. - Вот пока ты хохмишь, я успел мысленно пожать этому человеку руку и - обнять душой того, кто мне близок по ауре… того, чьи комменты прозвучали абсолютно по-дружески и без любого желания задеть…
- Эй, я тож-ему руку жму!.. Так чем тебя не устроила критика? Все верно: вены не текут.По ним кровь течет, а сами они стоят на месте. Вот.
- Н-ДА… в который раз убеждаюсь: ты – точно не я… - Как это «НЕ-Я»?! Ты чего себе позволяешь? Я такая же ПОЛОВИНА МАЙКЛА ТОМАСА КОСМИКА, КАК И ТЫ!..
- Ну, ежели бы ты был половиной меня, ты бы помнил мгновения… когда… КОГДА ВХОДИШЬ В ДРЕВНЕЙШИЙ РИТМ МОРЕЙ, ЛУГОВ И ДЕРЕВЬЕВ…. КОГДА НАКЛОНЯЕШЬСЯ НАД ЛЮБИМОЙ – И НА ТВОЕМ ЛБУ… И НА ТВОИХ ЛОКТЯХ СИНИМИ ШНУРКАМИ ПРОСТУПАЮТ И ТЕКУТ ВЕНЫ…
А сама кровь уже не успевает течь… она срывает вены с мест – и вот уже вены текут!!... кожа течет!!… И вслед за этим каскадом движений и касаний – ты сам становишься потоком…
Короче: тебя там – с твоим «стоят на месте» - и рядом не стояло!...
- Злой ты, дяденька… - А ты не пори ерунду. Ей, между прочим, больно… Еще примеры?
- Спасибо. Накушались. Счет, пожалуйста…
++
Счет готов. Только это не ресторан и не футбольный матч. Счет здесь ни в чью пользу. Он просто идет на секунды….
Квантовый 2012 рядом. И нам всем нужно не просчитаться.
Обнимаю вас сердцем и душой. М. Космика.
P.S.
Несколько строчек - для вашего уважаемого дня. Любви и радости. И хорошего светлого молчания!
+
Поэт пришел сквозь пики и кресты, вразрез всем будням с выправкой военной -
Дать шанс
всей нашей крошечной вселенной до любящего сердца дорасти.
И в мире оловянно-окаянном ему водить – но не блистать вождем.
И он рожден безбрежным океаном. И он звездой безгрешною рожден.
Не хмурьтесь вслед поэту: Нелюдим! Поэт всегда среди толпы - безлюден. Но каждый жест и шаг его – прилюден и поднят с пламени, и взят со льдин…
В его руках становится мрак – ковким… И в свет куется каждая слеза: для тех, кто шастает туда-сюда, крысиный след оставив на морковке.
Для всех, готовых сразу обкорнать кусочек неба с яркою строкою… Поэт болит в нас голосом Талькова… И фресками да Винчи – светит в нас…
И он молчит средь шустрой говорильни. И плачет за хохочущих во мгле…
Плечами слыша звон и шелест крыльев - он, как и все мы, ходит по земле… ____
В ДУШЕ СОРВАВ СТРУНУ – а не на лире, поэт в тебе начнется. И во мне.
+
Майкл Томас Космика Сердцем с вами.
http://www.stihi.ru/avtor/oknovmir публикация от 27 августа 2011
|