Когда поступило предложение написать статью об одном художнике-фантасте, это вызвало у меня некоторое замешательство. Дело в том, что к своему стыду, я впервые услышала его имя. Перелопатив кучу сайтов, я постепенно стала погружаться в неведомый мир образов, где были изображены не кровожадные сцены, не уродливые монстры, брызгающие пеной и слюной, а герои, почти приближенные к нашей человеческой расе. С переживаниями, с чувствами, с удивительным позитивом.
Дело обстояло за малым, подготовить вопросы к интервью. Но ещё большее потрясение я получила, когда узнала, что уникальная личность, такая далекая и недоступная, оказывается находится почти рядом. Живет и работает в городе Харькове, да и еще кроме того это сын человека, с которым я лично знакома и которого очень уважаю, и считаю своим учителем (правда может Олег Евгеньевич Бондарь удивится такому мной присвоенное ему званию, но маленькую надежду почерпнуть из его колодца знаний правил стихотворного мастерства, я все же таю).
Итак, теперь о Владимире Олеговиче Бондаре. Это профессиональный художник. Обучаться живописи начал еще в далеком детстве, посещал разнообразные студии и кружки. Кроме этого, за его плечами - пять лет Харьковского художественного училища и еще шесть - Харьковского художественно-промышленного института. Рисовать с помощью компьютера начал в 1998 году, хотя его первые опыты - векторный клип-арт и веб-дизайн. В 2000 году у Владимира появился графический планшет, с помощью которого он и создал свою первую полноценную компьютерную иллюстрацию.
В 2007 году по результатам голосования национальных делегаций на проходившей в Копенгагене с 21 по 23 сентября 29-й Европейской конференции по научной фантастике (29th European science fiction convention, или просто «Eurocon 2007») Владимир Бондарь, создавший для издательства «Эксмо» обложки и иллюстрации к книгам Ника Перумова, Василия Головачева, Генри Лайона Олди и др., был признан лучшим европейским художником-фантастом. Ему был вручен приз в виде летающей тарелки, садящейся на черный астероид, и диплом от ESFS (European Science Fiction Society). Плюс к этому четыре приза с «Итерпрескона», два со «Звёздного моста», победа в конкурсе от Португальского музея палеонтологии.
По словам Владимира, самой важной оказалась победа в конкурсе иллюстраций на сайте Лукьяненко, благодаря которой он и занимается оформлением книг этого автора. Кстати, к своим наградам художник относится совершенно спокойно, для него самое главное оценка автора книги и самих читателей. Ведь зачастую происходит так, что новую книгу мы покупаем, не зная содержания, обращая внимания на обложку и иллюстрации. Так что новым писателям, пишущих в стиле фэнтези стоит задуматься, тем более что Владимир Бондарь готов к сотрудничеству.
А теперь добро пожаловать в таинство создателя картин. Заранее оговорюсь, что Владимир работает на компьютере, рисование на бумаге отличается от работы на планшете. Рука работает по-разному и изображение на бумаге видится целиком, а в компьютере, при приближении – фрагментарно.
Итак, магическое действие начинается. Большие пятна на планшете плавно перетекают в своеобразную двух-трех тоновую композицию. На этом этапе решается соотношение светлых и тёмных пятен, их движение (или статика), примерное расположение основных элементов. Черно-белые пятна постепенно входят в таинственную ритмику красных, желтых, синих тонов медленно концентрируясь в центре. Окно в другой мир начинает открываться, его глубина манит свое загадочностью и сначала трудно представить какие образы, какие детали появятся на этой поверхности. Воображение художника заставляет замереть и молча созерцать за выплывающими персонажами – грациозными эльфами, стремительными драконами, величественными магами, мужественными орками, таинственными картами из которых прямо тебе в душу смотрят изучающим взглядом красивые лица. Каждый герой, оживающий на иллюстрации, несет свою особую энергетику, открытую для смотрящего, понятную для видящего.
Высокая степень реализма в фантастических сюжетах – удивление, стремление, горделивость, гнев, таинственность, усмешка, ожидание, спокойствие, надежда, страдание и сострадание, ехидство, грусть, поиск, развитие, коварство, улыбка, жажда, защита. Образы не просто на миг замерли на холсте, они наслаждаются своей свободой, своим полетом, своей жизнью. Они близкие, они реальные, к ним можно прикоснуться. С ними можно поговорить, поведать свои переживания, с ними можно порадоваться. Они становятся надежными проводниками в своем мире. Они как наши сны цветные или черно-белые, они наше отражение. Это настоящее волшебство!
А ведь в этом заложено мастерство Владимира Бондаря. Перед написанием картины он читает роман, чтобы узнать характер героя, выписывает все имеющиеся в тексте описания его внешности. Потом старается найти реального человека, хотя бы отдаленно похожего на сложившийся образ, делает зарисовки и фотографии с натуры и перерабатывает их в своего героя. Если среди знакомых художника нет подходящего типажа, например, герой не человеческой расы или у него уникальное телосложение, приходится смотреть базу фотографий «Народы мира».
Вот и узнаешь знакомые лица в незнакомых персонажах: актера Александра Домогарова в Императоре, киноактера Кристиана Беля («Бетмен: Начало», «Эквилибриум») в некроманте Фессе, Константина Хабенского в Антоне из «Сумеречного дозора», в Этлау запечатлен образ деда Владимира, а главном герое «Черновика» - самого художника. Кто знает, какие еще лица будут в новых работах.
Так кто же он этот загадочный художник. И стоит ли его приближать к реальности. Наверное стоит, поэтому Владимир Олегович любезно согласился ответить на несколько личных вопросов:
1. Владимир, работали ли Вы над созданием образов в компьютерных играх, например таких как «Герои меча и магии», «Два мира»?
К сожалению нет. Моё время полностью занято работой над оформлением книг. Хотя, сейчас мне уже хочется попробовать какой-то новый вид деятельности: разработку графики для компьютерных игр, мультипликация или может быть эскизы кадров для фильма…
2. Насколько я знаю, издательство «Эксмо» загружает Вас работой на несколько месяцев вперед. Чьи книги Вы сейчас иллюстрируете, и какие новые образы нас ожидают?
Самый большой по объёму и времени выполнения проект – это Коллекционное издание книг Ника Перумова. Это будет что-то очень красивое. Несколько томов с классическимим «кожаными» обложками и цветными иллюстрациями. Мне самому очень интересно работать над этими иллюстрациями в стиле фэнтези. К сожалению вряд ли я успею закончить это оформление раньше чем через два-три года, потому как хочется ещё успевать рисовать для других своих друзей писателей – Генри Лайона Олди, Сергея Лукьяненко, Алексея Пехова с Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой.
Книги всех этих писателей мне очень нравятся. Я их читаю и оформляю с очень большим удовольствием.
3. Не возникало ли у Вас желание нарисовать, например, богов античности, тех же самых титанов?
Пока нет. Древнегреческой мифологией я увлекался в школьные годы, но тогда не умел так рисовать как сейчас. А сейчас интересуюсь современными сказками для взрослых. Их и иллюстрирую. Чудовищ и богов наши фантасты придумывают не хуже чем древние греки.
Кстати совсем недавно рисовал иллюстрацию как раз с почти античными богами и чудовищами. Ищите её через три года в Коллекционном издании книг Ника Перумова.
4. А что если создать серию картин, где будут жить абсолютно другие персонажи, может даже придуманные и воплощенные в жизнь лично Вами?
Хорошая идея!
Вот только у меня совсем нет времени и сил заниматься своими «творческими» работами. Я устаю от компьютера и стараюсь свободное время посвящать семье и спорту.
Возможно я всё же заставлю себя заниматься не только заказными работами, но и чисто творческими…
5. Мой знакомый, талантливейший ученый однажды сказал, лук придумали Эльфы, поэтому стрельба из лука помогает входить в сосредоточенную Тета медитацию. При полном отключении внутреннего диалога можно достичь посыла энергии мыслеформы для достижения поставленной цели. Рисуя свои картины, Вы уже погружаетесь в медитативное состояние, а что Вы делаете для достижения цели, как в творчестве, так и в жизни?
Работаю. Много работаю…
Нет никакого секрета. Хотите достичь цели – идите к ней.
6. Талантливая семья или семья талантов скорее всего является хранительницей своих семейных традиций. Приоткройте таинственный занавес, чтобы наши читатели смогли убедиться, что вы «реальные» люди.
У меня жена и две маленьких дочки. Жена – юрист, пишет диссертацию. Дочки в подражание папе рисуют, лепят из пластелина, что-то сооружают и изобретают. Ещё мы с ними занимаемся спортом по мере их возможностей и путешествуем самыми разными способами.
Ещё у меня есть два брата. Оба закончили ХАИ, но увлеклись моей работой и переквалифицировались в дизайнеров. Сейчас у них небольшая, но очень динамично развивающаяся студия.
Вот такие интересные люди живут рядом и творят красоту. Огромное спасибо Вам, Владимир Олегович, что позволили прикоснуться к вашему творчеству и в очередной раз заставили задуматься о существовании нескольких параллельных миров. Ведь читая книгу, глядя на картину, восхищаясь проявлением природы, мы как бы проникаем в другие неведомые жизненные параллельности и ищем суть, светоч. Пусть каждый из таких источников несет нам радость и знание. Спасибо Вам еще раз.
Лара ПЕСЕНКА |