Письмо Леночке от Елены Викторовны.)
Дорогая моя Леночка! Вчера в АСТ мне выплатили гонорар за
«Мужчину из бандероли», в августе выходит «Дом на краю беспредела», до сдачи
следующей рукописи ещё два месяца.
А пока у меня еще есть сравнительно свободное время, я
решила съездить к сыну в Дрезден. Меня не будет около двух недель.
Я знаю, как ты сейчас нервничаешь по поводу и без повода, и
хочу тебе сказать, что ты это делаешь напрасно.
Не стоит так расстраиваться, что в нескольких издательствах
не приняли твои рукописи. Это вовсе не значит, что ты плохо пишешь. Поверь мне,
если бы даже Антон Павлович принёс сейчас свои рассказы в любое наше
издательство, ему бы отказали. Писать интересно – это ещё не всё.
Запомни:
У каждого издательства свои критерии, рамки, планы. Твоя
книга должна быть не просто интересной вообще (кстати, так не бывает). Книга
должна быть целенаправленно интересной. Ты должна понимать, кто твой читатель.
Вот я знаю: ты ошибочно думаешь, что Донцова пишет чепуху.
Ан, нет! Ты только посмотри на её тиражи! Покупают? Значит, это кому-то нужно.
Посчитай, сколько в одном детективе Донцовой шуток, убийств, кулинарных
рецептов? Это её своеобразная формула успеха. Плюс к этому – книга
«сериальная». Читатель автоматически покупает следующую книгу, зная, что опять
встретит старых знакомых, а это приятно.
То же самое – и женские романы. Чушь редкая, однако спрос на
эти романы огромный. А посмотри, сколько развелось Тань Гроттер после
сериального Гарри Поттера! Теперь ты поняла, что издательства любят те
рукописи, из которых получаются продаваемые (если хочешь, продажные) книги.
Так вот, хотя советы и вредны, отважусь дать тебе несколько
советов. Если ты хочешь стать знаменитой писательницей, стань и побудь сначала
просто писательницей.
ШАГ ПЕРВЫЙ.
Выйди на улицу, пройдись по книжным лоткам и посмотри, что
продают. На художественную литературу пока не обращай внимания.
Смотрим: «Как стать счастливой», «Как стать миллионером»,
«Как выйти замуж». И ещё целая куча всяческих «Каков». Правдина, Свияш,
Норбеков, Козлов. Тебе гордость не позволяет стать очередной «советчицей»? А ты
свою гордость переступи. Прочти ВСЕ эти советы. Подумай и напиши что-то своё,
твоим неповторимым стилем, с интересным подходом.
Запомни, произведение твоё должно быть не менее семи, а
лучше пятнадцати авторских листов. Знай, один авторский лист – это 40 тысяч
знаков c пробелами. Меньше – во-первых, вряд ли возьмут, а во-вторых:
«краткость – сестра таланта, но мачеха гонорара»! Написала? Теперь напиши
синопсис (краткое описание), который вместе с оглавлением и тремя первыми
главами сбрось на дискетку.
ШАГ ВТОРОЙ.
«Засветись» в разных издательствах. Найди в Интернете как
можно больше электронных адресов издательств, которые издают художественную
литературу, а не газеты и журналы. И напиши им всем письмо.
Тему письма ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначь так: «Предложение.
Прикладная литература». Так как, поверь мне, милая Леночка, в издательствах
крайне редко реагируют на художественные произведения неизвестных авторов.
В письме напиши, что у тебя есть это (то, что шлёшь), и
обязательно напиши: «Если эта тема Вас не заинтересовала, я могу написать в
таком же стиле (а стиль и слог у тебя – что надо!) на тему, актуальную для
Вас». Если ты разошлёшь такие письма для начала в 30 издательств, то хотя бы из
одного получишь положительный ответ. И – тогда старайся! Не изображай из себя
непризнанного гения, пиши под заказ ТАК, что бы эти твои советы стали шедевром!
И Чехов писал под заказ, что делать!
ШАГ ТРЕТИЙ.
Тебя таки пригласят заключать договор. Это можно сделать и
по электронке, а оригинал прислать потом по почте. Неважно. И, честно скажу
тебе, не очень важна сумма первого гонорара. Скорее всего, это будет 4-7
процентов от оптовой стоимости тиража. А стоимость книги при заключении
договора в точности не знает никто. Это зависит от множества факторов: на какой
бумаге будет печататься книга, твёрдая или мягкая планируется обложка, сколько
и какой сложности задумано иллюстраций и ещё много, много всего.
ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ.
Если тебе удастся написать книгу в срок и не просто
написать, а так, чтобы твою книгу было интересно читать, то наверняка редактор
подскажет тебе, на какие темы их издательству нужны книги. Пользуйся, пиши!
ШАГ ПЯТЫЙ.
И вот, когда на твоей полочке уже будет стоять штук десять
вот таких заказных книг с ТВОЕЙ фамилией, ты делаешь следующий шаг.
Ты берёшь свой любимый роман, который ты написала,
отредактировала, перечитала, вычеркнула всё лишнее и переписала ещё раз. Пишешь
синопсис, оглавление, первые три главы.
ДУМАЕШЬ:
в каком издании выпускают серию, в которую вписывается твой
роман. (Что там у тебя? – Любовь, детектив, сказка?) Кладёшь в пакет все свои
изданные книги, туда же дискету с твоим романом и идёшь в издательство.
Приходишь. Открываешь двери. Заходишь к редактору и
осчастливливаешь его приблизительно вот так:
– Здравствуйте, Светлана Дмитриевна!
– Здравствуй, Леночка. Ты знаешь, за «Энциклопедию красоты»
я сегодня могу тебе дать только часть гонорара. – (Ха, она думает, что ты за
гонораром пришла и только!)
– Спасибо. Как раз, вовремя. Смотрите, какие книжки у меня в
(называешь издательство) вышли. – Раскладываешь перед ней книги, которые вышли
в других издательствах.
– Ой, какая неудачная обложка! И сколько они тебе заплатили?
– говорит тебе она, ненавидя всех конкурентов.
– Вы знаете, Светлана Дмитриевна, мне тоже больше нравится
качество Вашего издательства, поэтому я и решила сначала именно Вам показать
мой роман, тем более что он вписывается в Вашу серию «Таинственные миры». Вы
всегда так мой стиль хвалили, вот я и решила из прикладнухи потихоньку
выбираться.
– Ну, давай, посмотрю, – недовольно и вяло говорит редактор.
– Вот, возьмите дискетку. Только Вы скажите, сколько времени
Вам нужно, чтобы решить – берёте или нет, а то у меня в (называешь
издательство) спрашивали, не напишу ли я для них что-нибудь свеженькое. Но я с
Вами так сработалась, что решила сначала Вам показать.
– Давай, я перезвоню тебе через две недели.
– Нет, я думаю, мне удобнее будет самой с Вами связаться. Я
позвоню в конце этой недели. Вы подумайте, если Вам не нужно, я тогда
действительно в (издательство-конкурент) отнесу, чтобы не терять зря время,
очень хочется мне свою книжечку в руках подержать.
Такой трюк ты должна повторить во всех издательствах, в
которых печаталась твоя прикладнуха. Верь мне! Хотя бы два из них согласятся
(конечно, если роман твой на самом деле хорош). Ну, а потом – тебе выбирать, с
каким издательством работать.
Главное, Леночка, писать и писать! Работать и работать! И
помнить, что мало хорошую книгу написать, её ещё надо уметь продать
издательству!
|