Когда слова вертятся на языке, толкаясь и отпихивая друг друга локтями,- все они кажутся невероятно значимыми и ужасно нравятся сами себе. Но лист бумаги нейтрально бел, он такой плоский, этот хитрый лист бумаги, что стоит словам сбежать вниз по кончику пера и упасть на заснеженную равнину, как они намертво примерзают к ней, и становятся плоскими, и лишь уныло переругиваются со вздорными запятыми. Да и чьи они, эти слова - мои? А кто такой он - тот, который есть Я? Г.Л. Олди (цикл "Бездна голодных глаз")
Памятка Критикам и критиканаМ
Что нужно учитывать при разборе чужих произведений и написании рецензии?
Первое и основное – это центральная идея. Любое произведение должно обладать собственной автономной идеей. При отсутствии идеи разваливается композиция, и из законченного целого произведение превращается в миниатюру, которая может по объему тянуть на целый роман.
Второе (очень важный компонент) - естественно, композиция. Композиция – основа произведения. Стандартный набор: вступление, развитие, кульминация и развязка. Казалось бы, что может быть проще? Но бывает так, что в коротких формах не требуется особого развития или апофеоза. Это допустимо. А вот без вступления и финала, который должен подводить к основной идее рассказа, никак не обойтись. Тут уже нужно смотреть на соотношение – главное, чтобы ни одна из частей не была затянута. По ходу вступления должна даваться информация, которая поможет читателю пройти путем автора и увидеть его замысел, в финале же, как правило, подводится итог. Причем, с точки зрения стилистики, вывод не должен быть высказан прямо (это считается грубым приемом), а должна быть подведена сама ситуация и ее результат как точка.
Третье - стилистика. Надо обязательно помнить, что на основе собственного суждения нельзя выносить суждения о стилистике. А вот анализ – это дело другое. Только аргументы, подкрепленные теорией и практикой можно считать опорными пунктами для вынесения суждения о произведении. При этом стилистика может быть разнообразной: от лаконичной и сухой до витиеватой, изобилующей различными языковыми средствами. В первом случае оценивается необходимость наличия языковых средств, во втором -уникальность и уместность языковых средств. Надо обязательно учитывать, что допустимы оба варианта, все зависит от расставленных акцентов, от той ситуации и мира, который описывается. Но основным критерием оценки стилистики автора является правильность употребления языковых средств. Судить об этом можно на основе норм языка, на основе примеров классических произведений (только не переводных). Стилистика – это самая зыбкая почва во время составления рецензии.
Четвертое - грамматика. Это самая простая часть составления рецензии. Здесь критику просто необходимы хороший справочник и терпение. Нужно помнить, что классика не является примером постановки знаков препинания или правописания. Помните, что правил не бывает без исключений. И обязательно уважайте авторский знак, хотя, когда они слишком часто употребляются, это, как правило, говорит о безграмотности автора.
Вовсе не обязательно разбирать каждое предложение по косточкам. Можно определить основные его достоинства и недостатки, подкрепив их примерами, задать уточняющие вопросы. Но нужно помнить всегда - за свои слова: критику и похвалу периодически приходится отвечать и доказывать ее конкретными выкладками из теории или личного опыта.
И помните самое главное! Разбирая чужие ошибки, вы не тратите времени даром, вы учитесь не делать своих!
|