Поделись страницей

Категории

Пьеса [3]
Сценарий [23]
Критическая статья [26]
Перевод с других языков [6]
Фанфикшен [12]
Произведения по мотивам других

Приветствуем!


Поиск по сайту

Блог

Достоевский ни в чём не виноват!
Категория: Критические статьи
Нажмите для увеличения картинки

Представителям европейских государств, где пытаются запретить изучение творчества Достоевского и других российских и советских писателей, не надо забывать, надо знать, что российская и советская литература являются частью мировой литературы, частью мировой культуры.

Добавил: Васил
Про двух россиян
Категория: Познавательно-развлекательное
Нажмите для увеличения картинки

В этой работе я расскажу в краткой форме про двух россиян, которых знаю лично. За достоверность информации, как говорят, гарантирую. Первого россиянина я назову Игорем, а второго героя моей статьи я назову Вероникой.

Добавил: Васил
Ф. Гарсиа Лорка о колыбельных
Категория: В помощь поэту
Нажмите для увеличения картинки

Лекция Ф. Гарсиа Лорки о колыбельных. Спасибо за наводку нашему автору Жене Стрелец (Age Rise).
 

Добавил: Lorenzia

Облако тегов

Соцопрос

Как Вы попали на сайт?
1. Через поисковики (Яндекс, Гугл и т.д.)
2. По приглашению
3. С другого сайта (через баннер, ссылку)
4. Посоветовали друзья
5. Свой вариант
Всего ответов: 93

Проза

Главная » Проза » Другое » Критическая статья

Почему у Яги костяная нога

                                                      Почему у Яги костяная нога?

Яга - очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок и славянской мифологии, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В сказках в основном упоминаются три разных типа яги: дарительница, похитительница, воительница. Каждый из них имеет свои специфические черты, и все это чрезвычайно затрудняет нашу задачу. Выход здесь возможен таков: весь ход развития сказки и в особенности ее начало (отправка героя в страну мертвых) показывает, что яга может иметь какую-то связь с царством мертвых. Выделим те ее черты, которые подтверждают это предположение.
Какова связь яги с представлением о смерти? Она всегда живет на границе двух миров: жизни и смерти. Идя, куда глаза глядят, герой или героиня сказки попадает в дремучий лес, постоянный аксессуар яги. Он темный, таинственный, не вполне правдоподобный. Это своего рода западня для чужака. Что этот лес не совсем обычен, видно по его обитателям, видно по избушке, которую вдруг видит перед собой герой. Идя "куда глаза глядят", он видит необычайное для нас зрелище - избушку на курьих ножках. Эта избушка как будто бы давно знакома герою, который нисколько не удивлен ею и знает, как себя держать в отношении ее. Некоторые сказки сообщают, что избушка эта (когда надо) - поворачивается. Поворачивается она, однако, не сама собой. Герой должен заставить ее повернуться, а для этого нужно знать и произнести заклинание. Опять мы видим, что герой нисколько не удивлен и знает что сказать. Что же здесь происходит? Почему нужно избушку повернуть? Почему нельзя войти просто? Часто перед героем гладкая стена - вход со стороны леса. Отчего же не обойти избушки и не войти с той стороны? Очевидно, что избушка стоит на какой-то грани, через которую нельзя перешагнуть. Попасть через эту грань можно только пройдя сквозь избушку, а избушку нужно повернуть. Избушка открытой стороной обращена к потустороннему царству, закрытой – к царству, в котором живет герой. Вот почему он не может ее обойти. За черту он попадет не раньше, чем будет подвергнут испытаниям: может ли он следовать дальше. Первым испытанием уже являлось знание заклинания, поворачивающего избушку. Яга же поставлена стеречь вход в царство смерти стоящими над ней хозяевами.
Что же будет делать наш герой дальше? Избушка повернулась, и он в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет!» Очень существенная деталь, на которой необходимо остановиться. Запах героя – это запах человека, а не русского по национальности. Он пахнет не просто как человек, а как живой. Мертвые – не пахнут, живые пахнут, и мертвые узнают живых по запаху. Запах живых так же противен и страшен мертвецам, как запах мертвых страшен и противен живым. Поэтому желающие проникнуть в иной мир должны предварительно очиститься от запаха. Если этот запах противен яге, то это происходит потому, что все мертвые испытывают ужас перед живыми. Ни один живой не должен переступать заветного порога. Далее следовало выспрашивание ягой цели появления. Однако герой прежде всего требует поесть. Яга же при этом совершенно смиряется: поит, кормит, баньку топит. Герой отказывается говорить, пока не будет накормлен. Почему же герой не ест, например, перед отправкой из дома, а только у яги? Еда имеет здесь особое значение. Человеку, желающему пробраться в царство мертвых, предлагается особая пища. Приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец окончательно приобщается к миру умерших, так как подобно тому, как пища живых дает живым физическую силу и бодрость, пища мертвых придает им специфическую магическую силу, нужную мертвецам. Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет право на нее, что он принадлежит к миру мертвых. Вот почему яга и смиряется при его требовании дать ему поесть. Наш герой этой пищи не боится: он знает, что еда отверзает уста умершего. Только приобщившись к этой еде, он сможет говорить. Итак, мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего нужно есть и пить. Таковы первые действия яги при появлении в избушке героя.
Мы теперь обратимся к рассмотрению самой яги. Облик ее слагается из ряда частностей. Сама яга со стороны облика является в двух ипостасях: или при входе героя она лежит в избе, или она прилетает. Рассмотрим случай, когда яга при приходе героя находится в избушке. Она, во-первых, всегда лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу и занимает собой всю избу. Почему это так? Нигде яга не описывается и не упоминается как великан. Следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп в тесном гробу. Она – мертвец, и обладает его признаками в очень большой степени. Если мы правы, то это поможет нам понять постоянный атрибут облика яги – наличие костяной ноги. Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что осознание того, что она – мертвец - вещь очень поздняя. Анализ яги как хозяйки над царством леса и животных покажет нам, что ее животный облик - древнейшая форма яги. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина, которая изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка - "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то связана с человеческим обликом яги. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костяная нога также связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. проявляет себя как мертвец или существо иного порядка.
Яга постепенно выясняется перед нами как охранительница входа в загробный мир и вместе с тем как существо, связанное с животным миром. В герое она узнает живого и не хочет его пропустить, а если признает за своего, предупреждает его об опасностях и помогает. Только лишь после того как он поел, она указывает ему путь. Героя она узнает как живого по запаху. Но есть еще другая причина, почему яга воспринимает его по запаху: она слепая. Под "слепотой" скрыто понятие некоторой обоюдности невидимости: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Но, можно возразить, тогда и герой должен был бы представляться слепым. Действительно, так оно должно было бы быть, но не всегда происходит. Можно только предположить, что в силу своего магического знания он способен ее видеть. Сон имеет такое же значение, как и запах. Живые узнаются потому, что они пахнут, зевают, спят и смеются. Мертвецы всего этого не делают. Естественно поэтому, что страж, охраняющий царство мертвых от живых, пытается по запаху, смеху и сну узнать природу пришельца, а этим самым определить его право на дальнейшее следование. Мы уже знаем, какая сила приписывалась еде, вкушаемой у входа в царство мертвых. В основном же эти случаи показывают, что запрет сна прекрасно вяжется с образом яги и ее ролью.
Другая особенность облика яги - это ее резко подчеркнутая женская физиология. Признаки пола преувеличены: часто она рисуется женщиной с огромными грудями. Таким образом, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает в сказках брачной жизни. Она всегда старуха, причем старуха бездетная. Яга - мать не людей, она - мать и хозяйка зверей. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким детородным функциям. Может быть, именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, яга не живет жизнью пола. Она уже только мать, хотя в сказке яга нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть. Другими словами, яга представляет собой явление, известное в этнографии под названием хозяина. Этому хозяину подчинены все особи рода. Прежде чем продолжать наше изучение яги, мы должны поставить себе еще один вопрос. До сих пор яга представлялась нам как охранительница входа в царство мертвых. Здесь она оказывается хозяйкой животных. Есть ли здесь связь? Что здесь имеется - две линии, две традиции в одном образе, или это – один образ, и между образом яги-хозяйки и яги-охранительницы входа есть какая-то причинная связь? Почему именно хозяйка охраняет вход в иное царство? Мы знаем, что смерть на некоторой стадии человеческой мифологии мыслится как превращение, причем, часто именно в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяйка животных охраняет вход в царство мертвых (т. е. царство животных) и дает превращение, а тем самым и власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное.
Распространено мнение, что яга - персонаж, для которого типично задавание трудных задач. Это верно только для сказок, где героем является женщина. Мужчине задачи задаются гораздо реже, они немногочисленны. Обычно награждение следует сразу после диалога. За что же яга награждает героя? Очевидно, герой уже выдержал ряд испытаний. Он знал магию открытия дверей. Он знал заклинание, повернувшее и открывшее избушку, знал магию жестов: окропил дверь водой, покормил животных яги. И, наконец, самое важное: он не испугался пищи яги, сам потребовал ее и этим приобщил себя к потусторонним существам. За испытанием следуют расспросы, за расспросами - награда. Этим же объясняется уверенность, с которой герой себя держит. Он уверен в себе в силу своей магической вооруженности. Сама же эта вооруженность действительно ничем не мотивирована. Только изредка мы встречаем такие персонажи, как тетушку или куколку, наставляющую девушку, как держать себя у яги. Герой все это знает, так как он обладает магическим знанием. Потому-то он и герой.
Рассмотрение яги закончено. Она рассыпалась перед нами рядом отдельных черт. Мы должны опять их собрать воедино. Атрибуты яги, некоторые ее действия и фразы связаны с представлениями о прибытии человека в царство смерти. Вот почему лес фигурирует как вход в мир мертвых, а яга – как страж на границе миров. В ее образе, однако, еще не все ясно. Но бесспорно одно: яга является персонажем, производящем обряд посвящения при переходе из одного мира в другой.

• Более подробно о яге – см. В.Пропп «Исторические корни волшебной сказки»

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

БАБА-ЯГА (польск. jedza, чеш. jezinka, «лесная баба», ср. старосерб. jeza, «болезнь», «кошмар» и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха...

БУРЯ ЯГА УСОНЬША ВИЕВНА - супруга Велеса, богиня смерти. Хозяйка избушки, стоящей на границе двух миров. Вместе с Велесом победила Дажьбога и приковала его к дубу.

ВЕЛЕС - бог богатства и скота, проводник в загробный мир, сын небесной коровы Земун. Супруг Бури Яги. Велес, подобно Шиве, бог - Разрушитель Вселенной. В другой ипостаси - он бог мудрости. В Южной Руси считался противником Перуна. Соперник Перуна в свадебном мифе, низвержен на Землю с небесного свода. В Северной Руси - один из верховных небесных богов.

ВИЙ - царь подземного мира, сын Черного Змея, отец Горынь, Святогора, Златогорки, Бури Яги.

ЯРИЛО - сын Матери Сырой Земли и Рода, бог земледелия, плодородия. Противник Кащея Трипетовича, был обращен Кащеем в Зайца, потом его расколдовала Буря Яга.

ДАЖЬБОГ - один из древнейших славянских богов, бог всей Вселенной, солнечный бог, сын Перуна и русалки Роси, прародитель русского народа. Победил Велеса и освободил коров и воды. Победил Кащея и вызвал Всемирный Потоп. Супруг Златогорки, Марены, Живы. Был прикован к дубу Велесом и Бурей Ягой.

Категория: Критическая статья | Добавил: Valdius (11.10.2009)
Просмотров: 1054 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

Добро пожаловать, Гость!


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Пульс форума

Паспортный столПерейти к последнему сообщению
Форум: Административные вопросы
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: antonrudkovskiy2015
Количество ответов: 98
Разбор и правка стихотворенийПерейти к последнему сообщению
Форум: Критика
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: kir53752007
Количество ответов: 156
Детские страшилкиПерейти к последнему сообщению
Форум: Стихофлуд
Автор темы: nhuafu
Автор сообщения: Alexandr
Количество ответов: 185
Общество анонимных стихоголиков :)Перейти к последнему сообщению
Форум: Кофейня писателя
Автор темы: Maria_Sulimenko
Автор сообщения: OKazik
Количество ответов: 70
Высказывания и афоризмыПерейти к последнему сообщению
Форум: Развлечения
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: nstepanovs
Количество ответов: 25

Топ форумчан


























Переводчик

с на

Гороскоп

Loading...

Цитаты великих

Мы в контакте

Статистика

Доступно только для пользователей
На связи: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Недавно сайт посетили:


Легенда: Админы, Модеры, VIP-пользователи, Авторы, Проверенные, Читатели

Старая форма входа

Рейтинг SIMPLETOP.NET Business Key Top Sites Проверка сайта