От добрых замыслов немного толку,
Когда твой слог коряв или неряшлив.
(Ли Гюбо. 1169-1241 гг. Корея)
Побудительным мотивом для размещения на сайте этой статьи послужил ответ одного из пользователей сайта на мой комментарий к его стиху. Я указал некоторые погрешности в стихе, желая, естественно, повышения качества этого произведения. В ответ я получил: "Прежде чем создать любой стих, я уже его вижу написанным на бумаге, уже знаю о его существовании на другом плане. Остаётся перенести его на бумагу в реалии. Поэтому говорить о "технических брачках" для меня вообще не имеет смысла как такого". В связи с этим высказыванием и возникает вопрос, вынесенный мною в заголовок статьи.
Вашему вниманию, коллеги – «непризнанные поэты», предлагается своего рода цитатник, составленный из высказываний как известных ученых – лингвистов, филологов, стиховедов и др., так и «продвинутых» сетевых авторов. В этом разделе цитаты подобраны с целью переубедить тех начинающих поэтов, которые настойчиво отвергают необходимость даже минимальных познаний основ теории стихосложения. Работы большинства названных авторов цитат приведены в конце этой статьи. Причем, указаны только те работы, которые можно найти через поисковик интернета и при желании бесплатно скачать. Надеюсь, вы продолжите этот список понравившимися вам работами. В дальнейшем эти (и другие) работы будут использованы при подготовке материалов, продолжающих наш стихотворный ликбез.
"Стиховедение считается трудной частью словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».
Психологически это понятно. Стихи – это поэзия, поэзия – источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, «алгеброй поверять гармонию». Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, «подстилаясь» под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?" (М.Л.Гаспаров)
"К любому, кто занимается творчеством, предъявляется три основных требования: талант, мастерство и осмысленность, то есть в определенном смысле – возможность, умение и стимул.
Поэт должен сознательно или подсознательно ответить на три риторических вопроса: «Что написано?», «Как написано?» и «Зачем написано?».
Если для поэта его стихи – не поверхностное увлечение (никому не нужное) и он не обуреваем гордыней, не считает, что всего уже достиг и нельзя менять ни слова в его ниспосланных свыше произведениях, тогда в нашем случае ему необходима теория, поэтическая школа ...
Неумелость и беспомощность еще не означают отсутствие таланта." (М.Швец)
"Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться в технике."
(Т.Скоренко)
"Технике стиха можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах – такие примеры известны, но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта – может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства."
(В.Брюсов)
"Прежде всего надо усвоить, что никаких стиховых «правил» в виде внешних, кем-то установленных норм нет. Есть определенные объективные условия построения поэтической речи и, в частности, стиха, и эти условия вступают в сложное взаимодействие с субъективными устремлениями творческой мысли.
Поэзия пользуется языком, живой речью, и законы этой речи не могут быть обойдены.
«Правила» не вырабатывал и тем более не придумывал никто. Они проистекают из норм языка, из норм мышления, из математических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодействии друг с другом и с тем содержанием – идейным, предметным и эмоциональным, - которое стремились воплотить поэты, движимые, в свою очередь, бесчисленным количеством факторов, от узколичных до широкоисторических.
Теория стиха – это обобщенная практика; техника – приложение выводов теории к новой практике."
(Г.Шенгели)
"Поэтический мир поэта складывается не только из его образов и тем (материала), но еще из законов, связывающих образы в единое целое, которые, с известной долей условности, можно назвать инструментом.
Кроме основных (базисных) законов языка от грамматики до лингвистики поэтический язык живет (движется, развивается) по своим особенным законам – правилам стихосложения …
Почти в каждом стихотворении имеются: образы, рифмы, строфы, ритм, все вместе выражающие неповторимую индивидуальность автора." (М.Швец)
"Стих представляет собой особый тип речи, своеобразную выразительную систему, по-своему использующую самые различные языковые элементы и образующую новое и самостоятельно стилистически функционирующее языковое целое, подлежащее, в частности, и лингвистическому изучению. Стихотворный язык ни в какой мере не сводится только к ритмической его организации, на которую чаще всего указывают. Слово в стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль. Стихотворные паузы представляют собой резко усиленные в своем качестве словоразделы внутри стихотворной строки и в конце ее. Несравнима с другими типами речи и звуковая организация стиха. Об этом свидетельствует не только рифма, но и вообще особая роль звука в стихе, его влияние и на интонацию стиха, и на его лексику." (Л.И.Тимофеев)
"Искусство требует жертв. И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги."
(Т.Бондаренко)
"Не обольщайтесь: если Бог не дал вам таланта, никакая технология не поможет. И не надо на это обижаться." (С.Щепотьев)
Рекомендуемая литература:
1. Г.С.Скрипов. О русскрм стихосложении.
2. Учебник стихосложения.
3. Изучение лирики в начальной школе.
4. Тим Скоренко. Учебник стихосложения. Работа опубликована на сайте автора, который является автором и исполнителем авторской песни и сетевым поэтом (г. Минск). Работа полно и очень доступно рассматривает все основные вопросы теории стихосложения. Наиболее полезна для начинающих, да и «продвинутых» поэтов. В книге приведена очень интересная статья Леонида Каганова «Как не надо писать стихи».
5. М.Швец. Технология русского стихосложения.
С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. – 96 с.
Первая книга литературного (не профессионального) современного критика. Легко и доступно изложены основы современной теории и практики русского стихослагательства. Предназначается для молодых начинающих авторов.
6. Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения – современный взгляд. Автор – сетевой поэт. Работа очень полемична. В основном посвящена ритмике стиха, в преломлении которой рассматриваются все основные стиховые параметры.
7. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М., «Высшая школа», 1993 – 272 с.
Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005 гг.) – известнейший советский и российский филолог-стиховед. В книге на примерах стихов поэтов «серебряного века» подробно рассматриваются все аспекты теории стихосложения. Очень интересное и полезное пособие для поэтов, особенно начинающих.
8. Шенгели Г.А. Техника стиха.
Георгий Аркадьевич Шенгели (1894-1956 гг.) – поэт, переводчик, филолог. «Техника стиха» - последняя и незавершенная его работа. В книге решается центральная стиховедческая проблема – взаимоотношение языка и стиха. Книга имеет более 300 стр. текста, хорошо иллюстрированного классическими стихами. Излагаются вопросы ритмики, размерности, рифмы, строфики. Написана доступным языком и вполне приемлема в качестве учебного пособия для поэтов различного квалификационного уровня.
9. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. – 320 с. Книга теоретизирована, сложна для начинающих поэтов. Рассматриваются вопросы содержания и формы поэзии, природы стиха, ритмики, интонации, размерности.
10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 – 334 с.
Учебное пособие, переиздание учебника 1931 г. Предназначено для студентов и преподавателей гуманитарных вузов. Рассматриваются вопросы поэтической лексики, стилистики, синтаксиса, метрики, тематики, жанры.
11. Н.А.Богомолов. Краткое введение в стиховедение.
12. Этика символистического стихосложения.
13. Б.И.Осипов. Русские стиховые системы.
14. Л.И. Тимофеев. Очерки теории и истории русского стиха.
15. К.Тарановский. О поэзии и поэтике.
16. Реформа русского стихосложения.
17. М.Швец. Каменный век русской поэзии.
18. М.Л.Гаспаров. Метр и смысл.
19. В.Е.Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение.
20. Гринбаум. Стиховедение.
21. В.Брюсов. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам.
22. И.Сельвинский. Студия стиха.
23. Б.В.Томашевский. Стилистика.
24. Б.В.Томашевский. Поэтика.
25. Д.Л.Андреев. Некоторые заметки по стиховедению.
26. Поэты серебряного века.
27. Эйхенбаум. Мелодика русского лирического стиха.
28. Ю.Н.Тынянов. Проблема стихотворного языка.
29. Варлам Шаламов. Заметки о стихах.
30. Лотман. Анализ поэтического текста.
|