Существует два
типа человека вымышленного.
Первый, простой тип, можно назвать
«плоским», «картонным» или «одномерным». Это проходные персонажи,
персонажи-статисты. Они появляются на страницах романа, чтобыпроизнести
пару-тройку фраз, после чего исчезают навсегда. Это официанты, можно не
описывать вовсе. Они могут бурно выражать свои эмоции или наоборот — вести себя
тихо и мирно. Самое главное заключается в том, что эти персонажи всегда находятся
на периферии, они вдалеке от гущи событий, интерес читателя к ним невелик. Эти
персонажи шаблонны, они подчас обладают только одной чертой характера —
жадностью, набожностью, трусостью, подобострастием, похотливостью и т. д. Они
могут на короткое мгновение озадачить, удивить или потрясти читателя. Однако им
не под силу долго удерживать его внимание. В таких персонажах нет глубины,
писатель не раскрывает мотивы их поступков, не рассказывает нам, что за
тревоги, сомнения, опасения терзают их души. Все это допустимо, если одномерный
персонаж играет в вашем произведении второстепенную роль. Но если вдруг одномерный
персонаж получает главную роль, например роль главного злодея, драматическое
произведение тут же превращается в мелодраму.
Второй тип человека вымышленного можно
назвать «полным», «многомерным» или «трехгранным».
Ко второму типу
относятся все главные персонажи
вашего произведения, даже злодеи. К многомерным персонажам ярлык приклеить непросто. У них сложная, комплексная мотивация
поступков. Их души полны страстей и
амбиций, заставляющих метаться между своими
желаниями. Эти персонажи совершили страшные грехи и пережили неимоверные
страдания. Их мучают горе, обида, тревога. Читатель должен поверить в то, что
эти персонажи существовали еще до начала романа и жили яркой, полнокровной
жизнью. Читатель должен захотеть познакомиться с ними поближе, поверить, что знакомство с ними стоит многого.
|