Джордж Бейкер в
работе «Техника драмы» (1919) утверждает, что «величие драмы зависит от того, насколько автору удастся создать
сложные многомерные образы
героев... таким образом, вечная задача самопознания превращается для драматурга в задачу познания героев
собственного произведения. Старый
призыв „познай себя" для драматурга звучит как „познакомься как можно ближе с героями"». И как, спрашивается, вам «познакомиться
как можно ближе с героями»? Лайос
Эгри в выдающейся работе «Искусство создания драматических произведений» (1946) называет
многомерные персонажи «трехгранными» и выделяет
физиологигескую, социологигескую и психологигескую грани.
Физиологическая грань включает
физические данные персонажа: его вес, рост,
возраст, пол, расовую принадлежность, состояние здоровья и т. д. Родись
Джим Торп косолапым, не действуй у
Хэнка Аарона рука, будь у Мэрилин Монроплоская грудь, а у Барбры Стрейзанд —
писклявый голос, что стало бы с ними? Совершенно
очевидно, это сказалось бы не только на выборе профессии, но и на характере.
Они стали бы совершенно другими
людьми.
Персонаж может
быть высоким или низким, толстым или худым, красивым или безобразным. Внешние данные, точно так же как и в
реальном мире, играют значительную роль
в становлении его характера. Общество
формирует наш характер, исходя из внешних данных: нашего роста, пола, телосложения, осанки, цвета кожи, мелодики голоса,
свежести дыхания, запаха, наличия
у нас шрамов, нервного тика, физических недостатков и отклонений. Хрупкая,
миниатюрная блондинка с огромными голубыми глазами и ее длинноносая, пучеглазая
сестра воспринимают окружающий мир абсолютно по-разному. Для создания яркого
многомерного персонажа необходимо четко и ясно представлять, как этот персонаж
выглядит, знать все его физические данные.
Вторую грань персонажа Эгри определяет
как социологическую. К какому
социальному слою принадлежит персонаж? Где он вырос? В какую школу он ходил? Какие у него
политические убеждения и предпочтения? Какого
он вероисповедания и верит ли он во что-нибудь вообще? Как его родители относились к сексу, деньгам, карьерному
росту? Много ли ему позволяли в детстве? Как его воспитывали? В строгости или
нет? А может, то так, то эдак? Сколько у персонажа друзей? Много или мало? Кто
они? Мальчик, выросший на ферме в Миссури, совершенно не похож на ребенка из
испанского квартала в Нью-Йорке — они словно из разных стран. Для того чтобы
полностью понять персонаж, вам надо отследить черты его характера от самых
истоков, с момента их формирования. Человеческий характер определяется средой
обитания, тем социальным климатом, в котором растет человек. Нет никакой
разницы, о ком идет речь: о настоящем человеке или о вымышленном персонаже.
Если писатель не может ухватить динамику развития характера персонажа, он
никогда до конца не поймет мотивы его поступков.
Именно мотивация персонажа рождает в
произведении конфликт, напряжение, удерживающее внимание читателя.
Третья, психологическая, грань, по
Эгри, есть результат взаимодействия физиологической и социальной граней.
Психологическая грань — это сфера фобий и маний, комплексов, страхов, страстей,
фантазий, чувства вины и т. д.
Психологическая
грань включает интеллект, привычки, эмоции, таланты, различные склонности, уверенность в себе, способность делать
умозаключения и т. д.
Чтобы написать
роман, быть психологом не обязательно. Не нужно зачитываться Фрейдом и Юнгом, ни к чему знать разницу между
психопатией и шизофренией.
Необходимо изучать человеческую природу, требуется обрести понимание, почему люди поступают и
говорят именно так, а не иначе. Пусть весь
мир превратится в исследовательскую лабораторию. У вас в конторе уволилась секретарша? Расспросите ее о причинах
ухода. Подруга собирается развестись?
Выслушайте ее жалобы. Почему зубной врач решил стать тем, кто он есть? Ему ведь приходится целый день
причинять людям боль и копаться у них
во рту. Может, он мечтал разбогатеть, а пока у него не хватает денег даже на то, чтобы расплатиться по всем
счетам за оборудование, купленное в рассрочку?
Вы не поверите, сколько могут рассказать люди. Главное — спрашивайте вежливо и слушайте внимательно. Так поступают многие писатели. После подобных разговоров они
делают наброски будущих персонажей в
специальных записных книжках. Говорят, Грейс Металиос в романе «Пейтон Плейс» описала своих соседей и
друзей из родного города. Неудивительно, что
ее друзья с легкостью узнавали тех, кто скрывался за распутными персонажами романа. После того как роман вышел в
свет, с Грейс порвали несколько
друзей, а пара-тройка соседей с ней стала очень неприветлива. Тем не менее Грейс Металиос удалось написать
потрясающий роман. |