5. Киберпанк.
Матричные богатыри Нео, Морфеус и Тринити... Киберковбои киберспейса... Лабиринт отражений... Иноземье виртуального мира... Танцующий с киборгами и бегущий от репликантов... Все смешалось в доме, который построили Брюс и Уильям.
Слово «cyberpunk» придумал американский писатель Брюс Бетке, который в ноябре 1983 в журнале Amazing Science Fiction Stories опубликовал одноименный рассказ. Причем Бетке окрестил персонажа рассказа киберпанком лишь по двум причинам — тот был хакером и носил панковскую прическу.
Чуть позже известный критик и редактор Гарднер Дозуа, рецензируя творчество Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона, употребил придуманное Бетке слово как термин в своей интерпретации — от cybernetics (кибернетика) и punk (отребье, по аналогии с панк-роком).
Идея киберпанка в том, что общество стремится исключительно к материальному благополучию, что превращает людей в абсолютно бездушные существа, которым плевать на все, кроме самих себя. Мир разделился на два полюса: извращенная роскошь и полное бесправие и нищета.
Действие киберпанка происходит в будущем. Власть подчинена транснациональным корпорациям. Положение в мире: анархия. Города – многомиллионные мегаполисы.
Искусственный интеллект давно превзошел человеческий. Главная ценность - информация.
Киберпанк мрачен, но эта мрачность честна. Уже нынешнее поколение сможет наблюдать, как последствия столетнего маниакального равнодушия и небрежного отношения к окружающей среде отразятся на людях...Нам еще больше повезет, если мы не станем свидетелями мучительной смерти десятков миллионов людей...Эти перспективы должны повлиять на наши чувства, мысли и действия.
Брюс Стерлинг
Герои киберпанка являются людьми «вне закона». Хакеры, одиночки, аутсайдеры. Те, кто упорно не желает подчиняться существующему режиму. Им плевать на прогнивший мир и жителей этого мира. Главный герой киберпанка - аморальный эгоцентрик и мизантроп, жаждущий освобождения от условностей.
Основоположниками движения киберпанков считаются американцы Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон.
Книги: Гиббсон "Джонни Мнемоник", "Граф Ноль", "Отель синяя роза" "Мона Лиза овердрайв", "Нейромант"; Стерлинг "Схизматрица" и др.
Фильмы: "Джонни Мнемоник", "Матрица", "Робокоп", "Тринадцатый этаж" и др.
Аниме: "Призрак в доспехах", "Эксперименты Лейн", «Кибер-город Эдо 808» и др.
6. Утопия и антиутопия.
Покончить с утопиями — это и есть утопия.
Томас Молнар
Что ждет нас в будущем? По какому пути пойдет человечество? Возможно, люди, наконец, научатся на ошибках прошлых поколений и построят совершенное общество. Или изберут пагубный путь, сделав жизнь отдельного человека абсолютно невыносимой. Фантасты не раз пробовали найти ответы...
Итак, 2 противоположности: Утопия (utopia) показывает общество с почти идеальным устройством, где все прекрасно. Антиутопия (dystopia) изображает мир, в котором все, что могло пойти не так, именно туда и пошло.
В основе утопии лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной. Термин греческий, от eu — благо и topos — место, буквально «благословенная страна» (другой вариант: u — нет и topos, «место, которого нет»).
Широко известным термин стал после появления в 1516 году одноименной книги английского гуманиста и политика Томаса Мора, действие которой происходило на фантастическом острове Утопия, где нет частной собственности, труд — всеобщая обязанность, а распределение благ происходит по потребностям граждан. Томас Мор не был фантастом, его труд — одновременно мечта об «идеальном» обществе и памфлет на современное ему социальное устройство.
Развил эту идею итальянец Томмазо Кампанелла в «Город Солнца» (1602)
В утопии можно вычленить несколько течений, зависящих от вариантов трансформации общества:
1. Технократическая утопия, главный смысл которой — развитие науки и многочисленные изобретения.
2. Политическая утопия — попытка конструирования максимально совершенного государства за счет эффективного механизма власти.
3. Эволюционно-социологическая утопия, где достижения общества основаны на поступательной эволюции и самосовершенствовании людей.
Писатели 20 века относились к созданию утопии с большим скептицизмом, нежели их предшественники.
Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический тупик из-за ряда неверных решений, принятых человечеством в течение длительного периода. Элементы антиутопии встречаются в книгах Жюля Верна («Пятьсот миллионов бегумы») и Герберта Уэллса («Когда спящий проснется», «Первые люди на Луне», «Машина времени»).
Жанр антиутопии расцвел после Первой мировой войны, когда на волне революционных преобразований в некоторых странах попытались воплотить в реальность утопические идеалы.
Ныне антиутопия продолжает оставаться востребованным направлением НФ, во многом смыкаясь с политической фантастикой. Ведь общество, несмотря на глянцевый блеск, далеко от совершенства, а перспективы его развития вызывают обоснованную тревогу («Королевская битва» Коушуна Таками, «Акселерандо» Чарльза Стросса).
|