Поделись страницей

Категории

В помощь поэту [17]
В помощь писателю [20]
Критические статьи [7]
Творческие личности [1]
Познавательно-развлекательное [20]
Юмор [9]
Новости мира искусства [4]

Приветствуем!


Поиск по сайту

Блог

Музыкальная машинка времени и пространств
Категория: Новости мира искусства
Нажмите для увеличения картинки

Перемещаемся между веками и континентами вместе с композиторами и исполнителями, поэтами и актёрами

Добавил: Skorodinski
Достоевский ни в чём не виноват!
Категория: Критические статьи
Нажмите для увеличения картинки

Представителям европейских государств, где пытаются запретить изучение творчества Достоевского и других российских и советских писателей, не надо забывать, надо знать, что российская и советская литература являются частью мировой литературы, частью мировой культуры.

Добавил: Васил
Про двух россиян
Категория: Познавательно-развлекательное
Нажмите для увеличения картинки

В этой работе я расскажу в краткой форме про двух россиян, которых знаю лично. За достоверность информации, как говорят, гарантирую. Первого россиянина я назову Игорем, а второго героя моей статьи я назову Вероникой.

Добавил: Васил

Облако тегов

Соцопрос

Как Вы попали на сайт?
1. Через поисковики (Яндекс, Гугл и т.д.)
2. По приглашению
3. С другого сайта (через баннер, ссылку)
4. Посоветовали друзья
5. Свой вариант
Всего ответов: 93

Блог

Главная » 2010 » Август » 26 » Какие существуют стихотворные размеры?
Какие существуют стихотворные размеры?
21:35
Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Пример:

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

(А.С. Пушкин)



Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Пример:

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

(А.С. Пушкин)


Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Пример:

В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

(Н.А. Некрасов)



Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Пример:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.

(М.Ю. Лермонтов)



Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Пример:

Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.

(А. Блок)


Пеон — четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (— u uu), 2-й( u— uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
Примеры:

Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом

(К.Д. Бальмонт)



Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, —
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.

(Р. Рождественский)



Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.
Пример:

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

(А.В. Кольцов)



Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Пример:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

(А.С. Пушкин)



«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»



(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).



«В красе негаснущих страстей».



Перрихий — чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.



Трибрахий — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).



Анакруза (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
Пример:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.

(М.Ю. Лермонтов)



Сверхсистемное ударение — ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» — М.Ю. Лермонтов).
Пример:

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

(А. Ахматова)



Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
Пример:

Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин)



Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:

«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.



Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
Пример:

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой...

(М.Ю. Лермонтов)



Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) — французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
Пример:

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!

(К.Ф. Рылеев)


Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях — хореями). Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра.


В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А. Дельвиг.
Пример:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)



Пентаметр — вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр, второй — пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.



В чистом виде пентаметр не употреблялся.



Логаэд (греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный) — стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды — основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.
Пример:

Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулл)



Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Пример:

Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.

(В.Я. Брюсов)



Брахиколон — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.
Пример:

Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!

(Н.Н. Асеев)



Дол ... Вдруг
Сед ... Лук
Шёл ... Ввысь:
Дед.
След ... Трах!
Вёл — ... Рысь
Брёл ... В прах.
Вслед.

(И.Л. Сельвинский)
Категория: В помощь поэту | Просмотров: 3119 | Добавил: Lorenzia | Теги: стихотворные размеры, стихосложение
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

Добро пожаловать, Гость!


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Пульс форума

Ваш самый длительный творческий кризисПерейти к последнему сообщению
Форум: Кофейня писателя
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: TANAISA
Количество ответов: 19
Паспортный столПерейти к последнему сообщению
Форум: Административные вопросы
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: antonrudkovskiy2015
Количество ответов: 98
Разбор и правка стихотворенийПерейти к последнему сообщению
Форум: Критика
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: kir53752007
Количество ответов: 156
Детские страшилкиПерейти к последнему сообщению
Форум: Стихофлуд
Автор темы: nhuafu
Автор сообщения: Alexandr
Количество ответов: 185
Общество анонимных стихоголиков :)Перейти к последнему сообщению
Форум: Кофейня писателя
Автор темы: Maria_Sulimenko
Автор сообщения: OKazik
Количество ответов: 70

Топ форумчан


























Переводчик

с на

Гороскоп

Loading...

Цитаты великих

Мы в контакте

Статистика

Доступно только для пользователей
На связи: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Недавно сайт посетили:


Легенда: Админы, Модеры, VIP-пользователи, Авторы, Проверенные, Читатели
serj(32), Искра(45)

Старая форма входа

Рейтинг SIMPLETOP.NET Business Key Top Sites Проверка сайта