Поделись страницей

Категории

В помощь поэту [17]
В помощь писателю [20]
Критические статьи [7]
Творческие личности [1]
Познавательно-развлекательное [20]
Юмор [9]
Новости мира искусства [4]

Приветствуем!


Поиск по сайту

Блог

Музыкальная машинка времени и пространств
Категория: Новости мира искусства
Нажмите для увеличения картинки

Перемещаемся между веками и континентами вместе с композиторами и исполнителями, поэтами и актёрами

Добавил: Skorodinski
Достоевский ни в чём не виноват!
Категория: Критические статьи
Нажмите для увеличения картинки

Представителям европейских государств, где пытаются запретить изучение творчества Достоевского и других российских и советских писателей, не надо забывать, надо знать, что российская и советская литература являются частью мировой литературы, частью мировой культуры.

Добавил: Васил
Про двух россиян
Категория: Познавательно-развлекательное
Нажмите для увеличения картинки

В этой работе я расскажу в краткой форме про двух россиян, которых знаю лично. За достоверность информации, как говорят, гарантирую. Первого россиянина я назову Игорем, а второго героя моей статьи я назову Вероникой.

Добавил: Васил

Облако тегов

Соцопрос

Кто Вы по знаку зодиака?
1. Близнецы
2. Лев
3. Телец
4. Овен
5. Скорпион
6. Весы
7. Рыбы
8. Стрелец
9. Водолей
10. Дева
11. Козерог
12. Рак
Всего ответов: 121

Блог

Главная » 2010 » Август » 27 » Классификации рифм
Классификации рифм
22:44

Строфа (греч. "круг") образуется из стихов, скрепленных единым ритмом и звуковыми повторами (рифмой) и выражающих законченную мысль.
Рифма (греч. "соразмерность") - это всякий звуковой повтор, цель которого - организация метрической композиции стихотворения и его инструментовки, увеличение коэффициента звучности слов.
В глубокой древности рифмой пренебрегали, а ведущую роль в композиции стиха играли ритм и образность слова. Вот почему речи в поэтических книгах Ветхого Завета рифма встречается только как случайность.

 

Первые рифмованные сочинения появились в конце III - начале IV веке. В то время еще не было никакого разнообразия форм и правил расположения рифм. Слова, оканчивающиеся на одинаковую гласную, считались зарифмованными, типа русских: "окно" - "лицо" - "хорошо" - "далеко". Постепенно рифма совершенствовалась и к концу IX века рифмованные стихи стали общепризнанными.

 

 

1) По характеру стиховых окончаний различают следующие рифмы:
мужские - ударение падает на последний слог слова (вовек - человек, окрест - воскрес);
женские - ударение падает на предпоследний слог (вера - мера, спасенье - вознесенье);
дактилические - ударение падает на третий слог с конца (терпение - стремление, чудную - трудную);

 

гипердактилические - все рифмы с ударением далее третьего слога от конца (сковывающая - очаровывающая, притрагиваться - притягиваться).

 

 

2) Чтобы схематически изобразить расположение рифмующихся строк в строфах, применяют такое обозначение: рифмующие строки изображают одной и той же латинской буквой; для мужских рифм применяют строчную букву, для женских - заглавную.
Пример:

Есть люди простые, как дети,
A | U
С бесхитростной, чуткой душой,
b |
И люди хорошие эти
A | U
Мир грешный скрепляют собой.
b |
Пример:

Одна есть в мире красота.
a |
Не красота богов Эллады,
B | U
И не влюбленная мечта,
a |
Не гор тяжелые громады,
B | U
И не моря, не водопады,
B | U
Не взоров женских чистота.
a |
Одна есть в мире красота -
a |
Любви, печали, отреченья
C | U
И добровольного мученья
C | U
За нас распятого Христа.
a |
Наиболее характерным для поэзии ЕХБ является попарное чередование мужских и женских рифм. Например:

Вера - через шторм проводит корабли,
Караваны движет по пустыне,
Увлекает пленников земли
К отдаленным звездам в небе синем.
Структура: aBaB.

По соотношению строк в строфах различают три типа рифм:

 

смежные - AABB:

Дорога такая длинная:
Горы, пустыни, долины.
Но впереди уготован нам

 

Чудный край обетованный...

 

 

перекрестные - abab:

Вот настал молитвы час,
С верою принесем
Грех и страх, что мучат нас,

 

Сложим их пред Христом.

 

 

опоясывающие - aBBa:

Суровый гнев души своей уйми!
Не проклинай - проклятьем сердце губишь!
Не осуждай - и осужден не будешь
Ни Богом, ни людьми!

 

Прием чередования мужских и женских рифм, рифм с разными окончаниями, стихов с разным количеством стоп называется правилом альтернанса. (франц. alternance - чередование). Альтернанс применяется, чтобы избежать однообразия и усталости слушателей.

 

 

3) Величина строфы колеблется от двустишья до полутора десятка стихов - пока слух улавливает повторяемость рифм.
По количеству стихов в строфе выделяют типы строф:
Двустишие (дистих) - строфа из двух стихов.
Трехстишие (терцет) - строфа из трех стихов.
Четверостишие (катрен) - строфа из четырех стихов.
Пятистишие (квинтет) - строфа из пяти стихов.
Цезурой называется однообразно проведенный через всё стихотворение словораздел. Цезура делит каждый стих на два полустишия:

Под тяжестью креста, / за темный мир страдая,
Он шел в последний путь, / Учитель - Назорей;
Пред ним лежал Сион, / в сиянье дня блистая
Священной красотой / и роскошью своей...
Пример:

Весть об Иисусе скажи мне, / всё расскажи про Него,

Чудная повесть благая / сердцу дороже всего.

 

4) По расположению рифмы бывают:
концевые - обозначающие границу стиха (такие рифмы имеются почти во всех стихотворениях);
внутренние - объединяющие ритмические группы внутри строфы и служащие для увеличения музыкальной звучности произведения:

Шумели, сверкали,
И к дали вели,
И гнали печали,
И пели вдали.

 

Присутствие четырех дополнительных внутренних рифм придает четверостишию необычайную музыкальность.

 

 

5) По лексическому значению рифмы бывают:

 

омонимические - состоящие из слов с одинаковым созвучием, но различным смыслом:

В молитве склонив главу,
Открыл я третью главу
Послания к Колоссянам.
И стон в моем сердце стих,
Когда самый первый стих

 

На сердце мне лег бальзамом.

 

 

тавтологические - состоящие из равнозначных по смыслу и звучанию слов:

За меня Ты на смерть пошел,
Принял горькую чашу смиренья.
За Тобой я, Господь, пошел
По тернистой тропе смиренья.

 

Как омонимические, так и тавтологические рифмы - явление в стихах крайне редкое.

 

 

6) По характеру звучания рифмы делятся на две основные группы: точные и неточные.
Под точной (достаточной) рифмой обычно понимается акустическое тождество всех звуков стиха, стоящих после ударения:

крик - поник, воля - доля, елка - колко, поется - колодца.
К точным рифмам относятся также богатые и составные.
Богатые рифмы - это точные рифмы с обязательным наличием опорного согласного звука перед ударной гласной (как бы не просто достаточные, а и преизобилующие). Например:

края - рая, блистая - простая, нежный - снежный.
Составные - это рифмы, образованные из фонетического слияния двух или нескольких рядом стоящих слов, чаще с использованием местоимений:

тоскуя - могу я, боль же - больше, сердечный - меч мой
В последнее время поэты все более и более используют неточные рифмы - рифмоиды. Наибольшее распространение среди неточных созвучий получили ассонансы (несовпадение по звучанию согласных и безударных гласных при одинаковых ударных гласных звуках). Относительное благозвучие ассонансов обусловлено "проглатыванием" концевых согласных, скрадыванием различий между парными звонкими и глухими согласными, а также неясным произношением безударных гласных в речи.
Например:

 

 

трогай - много, тучи - сыпучий, звуки - разлукой, вазы - фантазий.

 

 

 

В группе ассонансов различают три основные категории:
1. Отсечение замыкающих согласных:

лучи - прилучить, Христа - там, шаг - душа,
лес - крест.
2. Чередование замыкающих звуков:

смерд - смерть, месяц - невесел, искры - быстро, ветер - вечер.
3. Выпадение одного из внутренних согласных:

сонм - кругом, он - волн, тусклый - узкий, простертые - мертвые.
К ассонансам можно отнести также крайне редко употребляемые несоразмерные (по количеству гласных звуков) рифмы:

нагло - наголо, неведомо - следом, крестины - прости.
Пример. (ассонанс, чередование замыкающих звуков)

Перед молитвой смиряется горе,
И по молитве сдвигаются горы!

 

Взято отсюда http://www.blagovestnik.org/books/00372.htm#12

 

Категория: В помощь поэту | Просмотров: 5879 | Добавил: Lorenzia | Теги: классификации рифм, Рифмы
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Вход

Добро пожаловать, Гость!


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Пульс форума

Книга предложенийПерейти к последнему сообщению
Форум: Административные вопросы
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: idcatalyst
Количество ответов: 316
Вопрос - ответ>>>Перейти к последнему сообщению
Форум: Административные вопросы
Автор темы: Maria_Sulimenko
Автор сообщения: розеткацвет
Количество ответов: 32
КРАКЕН или! KRAKEN !! Все Ссылки 2025 : Список Рабочих СсылоПерейти к последнему сообщению
Форум: Стихофлуд
Автор темы: Bezumec
Автор сообщения: Bezumec
Количество ответов: 0
КРАКЕН?! ССЫЛКА в 2024-2025 | Список всех рабочих ссылок и зПерейти к последнему сообщению
Форум: Стихофлуд
Автор темы: Bezumec
Автор сообщения: Bezumec
Количество ответов: 0
БАНя или Доска позораПерейти к последнему сообщению
Форум: Административные вопросы
Автор темы: Lorenzia
Автор сообщения: Bezumec
Количество ответов: 83

Топ форумчан


























Переводчик

с на

Гороскоп

Loading...

Цитаты великих

Мы в контакте

Статистика

Доступно только для пользователей
На связи: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Недавно сайт посетили:


Легенда: Админы, Модеры, VIP-пользователи, Авторы, Проверенные, Читатели

Рейтинг SIMPLETOP.NET Business Key Top Sites Проверка сайта