Строфа (греч. "круг") образуется из стихов, скрепленных единым ритмом и звуковыми повторами (рифмой) и выражающих законченную мысль.
Рифма (греч. "соразмерность") - это всякий звуковой повтор, цель которого - организация метрической композиции стихотворения и его инструментовки, увеличение коэффициента звучности слов.
В глубокой древности рифмой пренебрегали, а ведущую роль в композиции стиха играли ритм и образность слова. Вот почему речи в поэтических книгах Ветхого Завета рифма встречается только как случайность.
Первые рифмованные сочинения появились в конце III - начале IV веке. В то время еще не было никакого разнообразия форм и правил расположения рифм. Слова, оканчивающиеся на одинаковую гласную, считались зарифмованными, типа русских: "окно" - "лицо" - "хорошо" - "далеко". Постепенно рифма совершенствовалась и к концу IX века рифмованные стихи стали общепризнанными.
1) По характеру стиховых окончаний различают следующие рифмы:
мужские - ударение падает на последний слог слова (вовек - человек, окрест - воскрес);
женские - ударение падает на предпоследний слог (вера - мера, спасенье - вознесенье);
дактилические - ударение падает на третий слог с конца (терпение - стремление, чудную - трудную);
гипердактилические - все рифмы с ударением далее третьего слога от конца (сковывающая - очаровывающая, притрагиваться - притягиваться).
2) Чтобы схематически изобразить расположение рифмующихся строк в строфах, применяют такое обозначение: рифмующие строки изображают одной и той же латинской буквой; для мужских рифм применяют строчную букву, для женских - заглавную.
Пример:
Есть люди простые, как дети,
A | U
С бесхитростной, чуткой душой,
b |
И люди хорошие эти
A | U
Мир грешный скрепляют собой.
b |
Пример:
Одна есть в мире красота.
a |
Не красота богов Эллады,
B | U
И не влюбленная мечта,
a |
Не гор тяжелые громады,
B | U
И не моря, не водопады,
B | U
Не взоров женских чистота.
a |
Одна есть в мире красота -
a |
Любви, печали, отреченья
C | U
И добровольного мученья
C | U
За нас распятого Христа.
a |
Наиболее характерным для поэзии ЕХБ является попарное чередование мужских и женских рифм. Например:
Вера - через шторм проводит корабли,
Караваны движет по пустыне,
Увлекает пленников земли
К отдаленным звездам в небе синем.
Структура: aBaB.
По соотношению строк в строфах различают три типа рифм:
смежные - AABB:
Дорога такая длинная:
Горы, пустыни, долины.
Но впереди уготован нам
Чудный край обетованный...
перекрестные - abab:
Вот настал молитвы час,
С верою принесем
Грех и страх, что мучат нас,
Сложим их пред Христом.
опоясывающие - aBBa:
Суровый гнев души своей уйми!
Не проклинай - проклятьем сердце губишь!
Не осуждай - и осужден не будешь
Ни Богом, ни людьми!
Прием чередования мужских и женских рифм, рифм с разными окончаниями, стихов с разным количеством стоп называется правилом альтернанса. (франц. alternance - чередование). Альтернанс применяется, чтобы избежать однообразия и усталости слушателей.
3) Величина строфы колеблется от двустишья до полутора десятка стихов - пока слух улавливает повторяемость рифм.
По количеству стихов в строфе выделяют типы строф:
Двустишие (дистих) - строфа из двух стихов.
Трехстишие (терцет) - строфа из трех стихов.
Четверостишие (катрен) - строфа из четырех стихов.
Пятистишие (квинтет) - строфа из пяти стихов.
Цезурой называется однообразно проведенный через всё стихотворение словораздел. Цезура делит каждый стих на два полустишия:
Под тяжестью креста, / за темный мир страдая,
Он шел в последний путь, / Учитель - Назорей;
Пред ним лежал Сион, / в сиянье дня блистая
Священной красотой / и роскошью своей...
Пример:
Весть об Иисусе скажи мне, / всё расскажи про Него,
Чудная повесть благая / сердцу дороже всего.
4) По расположению рифмы бывают:
концевые - обозначающие границу стиха (такие рифмы имеются почти во всех стихотворениях);
внутренние - объединяющие ритмические группы внутри строфы и служащие для увеличения музыкальной звучности произведения:
Шумели, сверкали,
И к дали вели,
И гнали печали,
И пели вдали.
Присутствие четырех дополнительных внутренних рифм придает четверостишию необычайную музыкальность.
5) По лексическому значению рифмы бывают:
омонимические - состоящие из слов с одинаковым созвучием, но различным смыслом:
В молитве склонив главу,
Открыл я третью главу
Послания к Колоссянам.
И стон в моем сердце стих,
Когда самый первый стих
На сердце мне лег бальзамом.
тавтологические - состоящие из равнозначных по смыслу и звучанию слов:
За меня Ты на смерть пошел,
Принял горькую чашу смиренья.
За Тобой я, Господь, пошел
По тернистой тропе смиренья.
Как омонимические, так и тавтологические рифмы - явление в стихах крайне редкое.
6) По характеру звучания рифмы делятся на две основные группы: точные и неточные.
Под точной (достаточной) рифмой обычно понимается акустическое тождество всех звуков стиха, стоящих после ударения:
крик - поник, воля - доля, елка - колко, поется - колодца.
К точным рифмам относятся также богатые и составные.
Богатые рифмы - это точные рифмы с обязательным наличием опорного согласного звука перед ударной гласной (как бы не просто достаточные, а и преизобилующие). Например:
края - рая, блистая - простая, нежный - снежный.
Составные - это рифмы, образованные из фонетического слияния двух или нескольких рядом стоящих слов, чаще с использованием местоимений:
тоскуя - могу я, боль же - больше, сердечный - меч мой
В последнее время поэты все более и более используют неточные рифмы - рифмоиды. Наибольшее распространение среди неточных созвучий получили ассонансы (несовпадение по звучанию согласных и безударных гласных при одинаковых ударных гласных звуках). Относительное благозвучие ассонансов обусловлено "проглатыванием" концевых согласных, скрадыванием различий между парными звонкими и глухими согласными, а также неясным произношением безударных гласных в речи.
Например:
трогай - много, тучи - сыпучий, звуки - разлукой, вазы - фантазий.
В группе ассонансов различают три основные категории:
1. Отсечение замыкающих согласных:
лучи - прилучить, Христа - там, шаг - душа,
лес - крест.
2. Чередование замыкающих звуков:
смерд - смерть, месяц - невесел, искры - быстро, ветер - вечер.
3. Выпадение одного из внутренних согласных:
сонм - кругом, он - волн, тусклый - узкий, простертые - мертвые.
К ассонансам можно отнести также крайне редко употребляемые несоразмерные (по количеству гласных звуков) рифмы:
нагло - наголо, неведомо - следом, крестины - прости.
Пример. (ассонанс, чередование замыкающих звуков)
Перед молитвой смиряется горе,
И по молитве сдвигаются горы!
Взято отсюда http://www.blagovestnik.org/books/00372.htm#12
|